ivdon3@bk.ru
Исследована возможность применения в указанных задачах теории парадокса Монти Холла в комбинации с моделями игр Блотто. Использование «вероятностных парадоксов» в ряде задач открывает новые перспективы и зачастую приводит к неожиданным результатам. В работе исследуются и обосновываются границы применимости теории парадокса Монти Холла и связанных с ним соображений о выгодности смены первоначального выбора в вышеуказанных задачах. В частности определяется и обосновывается тот факт, что парадокс Монти Холла неприменим, вместе с соображениями о выгодности смены первоначального выбора, то есть, грубо говоря «перестает работать», в задачах «со случайной разведкой», то есть в задачах, где возможно случайное вскрытие «выигрышного» и «невыигрышного» варианта на любой – предварительно выбранной или невыбранной «игроком» позиции.
Ключевые слова: системы поддержки принятия решений, математическое моделирование, экспертное оценивание, парадокс Монти Холла, управление проектами, коллективное оценивание, парадокс Кондорсе, управление предприятиями, оценка характеристик предприятия
В настоящей работе исследуется возможность применения теории парадокса Монти Холла, в задачах, предполагающих необходимость оптимального выбора стратегии развития инновационного потенциала предприятия. В статье приводятся рекомендации по учету и конструктивному использованию эффектов, влияющих на привлекаемых экспертов, в частности принципа и парадокса Кондорсе. В работе исследуются границы применимости теории парадокса Монти Холла. Определяется его применимость, вместе с соображениями о выгодности смены первоначального выбора в задачах с так называемой «случайной разведкой».
Ключевые слова: системы поддержки принятия решений, математическое моделирование, экспертное оценивание, парадокс Монти Холла, управление проектами, коллективное оценивание, парадокс Кондорсе, управление предприятиями, оценка характеристик предприятия
2.3.4 - Управление в организационных системах , 5.2.2 - Математические, статистические и инструментальные методы в экономике
Проведена оценка модели перемещения пассажиропотока для выявления скрытых закономерностей в процессах формирования пассажиропотока с применением стандартных электронных вычислительных машин с программным обеспечением общего назначения. Проведено несколько сеансов моделирования перемещений пассажиров между остановками городского пассажирского общественного транспорта, принадлежащими разным уровням привлекательности остановок для пассажиров. Рассмотрены особенности квазидетерминированного перемещения пассажиров между остановками городского пассажирского транспорта, не включенными в список остановок массового привлечения пассажиропотока, и точками массового привлечения пассажиров. Приведены примеры типичных закономерностей в выборе остановок назначения и в часовом потоке пассажиров от остановок отправления. Проведено сравнение количества ежедневных посещений остановок массового привлечения пассажиропотока, полученных при обработке результатов моделирования с исходными статистическими данными.
Ключевые слова: пассажирский транспорт, модели пассажиропотока, паттерны поведения пассажиров, моделирование
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Предложена модель перемещения пассажиропотока, пригодная для выявления скрытых закономерностей в процессах формирования пассажиропотока. Выполнено разделение пассажиропотока на четыре составляющие, для которых разработаны отдельные подмодели пассажиропотока: квазидетерминированный пассажиропоток от остановок отправления до точек массового притяжения пассажиров; стохастический почасовой пассажиропоток от каждой остановки прибытия до различных районов города; стохастический поток, моделирующий распределение пассажиров между конечными остановками в соответствии со степенью популярности остановок; хаотичное распределение пассажиропотока между остановками с малым числом ежедневных посещений. Приведена оценка результатов вычислений подмодели квазидетерминированного пассажиропотока от остановок отправления до точек массового привлечения пассажиров.
Ключевые слова: пассажирский транспорт, модели пассажиропотока, паттерны поведения пассажиров, моделирование
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
В данной статье рассматривается задача построения плана работ в виде цепочки управляющих воздействий, изменяющих систему, и методы ее решения. Строится задача нахождения оптимального пути на ситуационной сети с математическим описанием начальных условий и требованиями к результату. Кратко описывается стандартное решение данной задачи: метод нечетких продукций. Рассматриваются основные проблемы метода нечетких продукций. Описывается решение задачи построения цепочки действий оператора на ситуационной сети с помощью механизма динамического программирования. Предлагается комбинированный метод нахождения цепочек действий с процедурным построением ситуационной сети с использованием метода динамического программирования с ограничениями. Описывается первый шаг и шаг l алгоритма решения данной задачи. Рассматриваются преимущества данного метода перед другими/
Ключевые слова: ситуационное моделирование, нечеткие множества, теория графов, теория принятия решений, документация, сложные системы, нечеткая логика, нечеткие ситуационные сети, теория множеств, теория оптимального управления, динамическое программирование
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В данной статье рассматривается проблема управления операционными процессами операторов сложных систем на примере работы операторов Российского сегмента Международной космической станции. Описывается структура бортовой документации и способы составления радиограмм. Указывается сложность работы космонавта со ссылочными радиограммами. Обосновывается использование инструментов ситуационного моделирования и нечеткой логики в задаче управления операционными процессами сложных систем. Предлагается математическая модель сложных систем на основе нечетких ситуационных сетей. Производится постановка задачи нахождения пути от неизвестной ситуации до графа, описывающего штатные состоянии системы. Формулируются начальные условия, необходимые для решения задачи. Устанавливаются требования, предъявляемые к решению данной задачи в виде математических уравнений. Строится графическое представление данной задачи в виде ориентированного графа.
Ключевые слова: ситуационное моделирование, нечеткие множества, теория графов, теория принятия решений, документация, сложные системы, нечеткая логика, нечеткие ситуационные сети, теория множеств, теория оптимального управления
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Рассматривается процесс подготовки электронной бортовой документации. Вводится математическое описание процесса создания электронной бортовой документации. Формулируются задачи построения электронной бортовой документации. Предлагается возможное направление решения поставленных задач. Формулируется цель и указывается актуальность запланированных научных исследований.
Ключевые слова: электронная бортовая документация, задачи построения бортовых инструкций, виртуальные тренажеры, операционный план полета, информационное поле документации, онтологии, математические модели
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В работе описывается основная задача транспортного грузового корабля, которая заключается в доставке на борт орбитальной станции полезного груза. Приводятся основные ограничения процесса загрузки доставляемых грузов в грузовой отсек корабля, важнейшим из которых является ограничение по центру масс корабля. Отмечается, что в результате разбалансировки корабля после укладки груза необходимо проводить повторную переукладку до тех пор, пока не будет соблюдено ограничение по центру масс. Поэтому вполне закономерно возникает задача априорного определения оптимального варианта расположения грузов, решение которой позволит значительно сократить трудоёмкость и продолжительность процесса подготовки транспортного грузового корабля.
Ключевые слова: транспортный грузовой корабль, грузовой отсек, размещение груза, масса, объём, центр масс, последовательность разгрузки, способ размещения, контейнер, оптимальное размещение
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Целью анализа является определение функции плотности распределения случайных величин - интервалов времени между запросами пользователей информационную систему. Предлагаемая методика содержит этапы, на которых выполняется проверка независимости и одинаковости распределения случайных величин, стационарности потока и определяется закон распределения интервалов времени между событиями. Для проверки независимости и одинаковости распределения случайных величин используются критерии, основанные на выборочных коэффициентах корреляции и критерии, базирующиеся на спектральной плотности интервалов. Для анализа стационарности потока запросов используется стандартные методы наименьшей квадратичной регрессии и методы, основанные на анализе специальных математических моделей. Последовательности событий, смещенных случайными воздействиями, представлены как события, происходящие по расписанию с задержками в виде независимых и одинаково распределенных случайных величин.
Ключевые слова: Моделирование, запрос, распределение, случайная величина, поток событий, интенсивность, статистический анализ, критерий, стационарность, пуассоновский процесс, уровень значимости
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В работе представлены результаты исследования по влиянию сезонных условий на надежность дизельных и газодизельных автомобилей. В ходе проведения экспериментального исследования были обработаны статистические данные по отказам двух групп автомобилей, газодизельных и дизельных, эксплуатируемых в одинаковых условиях. Анализ полученных результатов установил сезонные изменения потока отказов между этими группами. После чего данные были условно разделены на отказы узлов и агрегатов автомобилей, таких как двигатель, коробка переключения передач и шасси автомобилей. Данное разделение позволило выявить влияние сезонных условий на надежность узлов и агрегатов дизельных и газодизельных автомобилей и их различия. Исследования показали необходимость корректирования нормативов при планирование технического обслуживания и закупок запасных частей для газодизельных автомобилей.
Ключевые слова: Поток отказов, газобаллонное оборудование, сезонные условия, надежность автомобилей, техническое обслуживание и ремонт
Повреждаемость контрольных кабелей в электроустановках явление довольно распространенное. Для предотвращения замены кабеля большой длины на исправный существует способ его ремонта, предварительно требующий определения места повреждения. В этом случае необходимо применять ряд методов позволяющих определить место замыкания жил или место их обрыва. В данном случае зная удельное сопротивление жил контрольного кабеля можно определить с помощью мостов постоянного тока. Методика и способы измерений сопротивления жил контрольного кабеля рассматриваются далее в приведенной статье.
Ключевые слова: Мост постоянного тока, магазины сопротивлений, чувствительность моста
05.13.05 - Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления