ivdon3@bk.ru
Проведенный в статье анализ показал, что сакральное зодчество Ингушетии представлено не отдельными объектами, а сакральными комплексами, всегда включающими три объекта поклонения, соответствующие триединому божеству, предстающему в трех лицах: главное мужское божество, второстепенное мужское божество и женское божество. Второй вывод, имеющий отношение к первому, все сакральные комплексы Ингушетии возможно отнести к христианской архитектуре. Выявлены четыре группы сакральных комплексов: храма Тхаба-Ерды, общепатронимического значения, патронимического значения, родовые комплексы. Подробно рассмотрены две последние группы. Выявлено, что сакральные комплексы отражают процессы нативизации христианства, как во взаимодействии христианской и языческой мифологии, так и в обожествлении природы конкретного места. Архитектура каждого объекта в отдельности может показаться примитивной, но архитектура всего комплекса в целом, включающая путь от объекта к объекту, виды на окружающее пространство гор и ущелий, систему священных деревьев и камней на этом пути, движение солнца представляет собой уникальное явление.
Ключевые слова: средневековое зодчество Ингушетии, сакральные комплексы, традионная культур, нативизация христианской культуры
05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки) , 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия