Аффективные и когнитивные составляющие социокультурных установок
Аннотация
Дата поступления статьи: 25.11.2015На конкретном примере исследована взаимосвязь аффективных и когнитивных установок по отношению к окружающему культурному ландшафту. На базе экспериментальных результатов, полученных при анкетировании в мае-июне 2015 г. среди студентов ДГТУ, рассчитаны функции распределения уровня восприятия культурной инфраструктуры. Эмоциональный компонент определялся по технологии семантического дифференциала. При этом первичные данные обрабатывались в нелинейной модели, разработанной в рамках теории катастроф. Когнитивная составляющая находилась методикой прямого опроса с последующей факторизацией классическим методом и выделением ключевого параметра. Выявлена разница в аффективном и когнитивном восприятии культурной инфраструктуры. На групповом уровне число респондентов, с положительной и сильно положительной когнитивной оценкой на 10% больше, чем эмоциональной. С нейтральным восприятием, наоборот, на 7% больше по аффективному показателю. В целом по группе когнитивная оценка завышена, средний уровень эмоционального восприятия инфраструктуры 0,14, а когнитивного 0,27 (при шкале от -1 до +1). На индивидуальном уровне эти показатели между собой практически не коррелируют (коэффициент Пирсона 0,2). Полученные результаты говорят о том, что общепринятая методика прямого опроса при исследовании культурного ландшафта ограничена и ее следует дополнять анализом эмоционального восприятия. В работе приведен такой анализ для рассматриваемой аудитории.
Ключевые слова: культурные установки, аффективный компонент, когнитивная составляющая, анкетирование, семантический дифференциал, нелинейная модель, теория катастроф, функция распределения, оценки восприятия
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ