×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

Аннотация

Л.Б. Зеленцов, Н.Н. Иванова, И.К. Севян

Дата поступления статьи: 04.12.2013

Статья посвящена изучению категории качества и определению стратегий развития организации. Определена зависимость кокурентоспособности предприятия от качества продукции или услуги. Предложена стратегия качества предприятия, позволяющая компании в современных условиях добиться лидирующих позиций на рынке

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, стратегия качества

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

На сегодняшний день основной задачей всех предприятий является повышение конкурентоспособности на рынке. С каждым днем количество компаний растет, малый и средний бизнес развивается, и для того, чтобы выжить в таких условиях, необходимо внедрять новейшие системы управления, организации. Практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий показывает, что, нередко, компании, специализирующиеся в одной сфере и располагающие при этом примерно равными финансовыми и материальными ресурсами, получают разную прибыль. Как правило, финансовое благополучие производителей может быть достигнуто только с качественной и конкурентоспособной продукцией или услугой [1, 2].
Конкурентоспособность предприятия – это его основное свойство, которое характеризуется уровнем реального или потенциального удовлетворения им определенной потребности по сравнению с аналогичными продуктами или услугами (предприятиями), представленными на рынке. По мнению Филиппа Котлера, конкурентоспособность – это способность предприятия (продукции или услуги) выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Понятие конкурентоспособности применяют к товарам (услугам), а также к предприятиям, фирмам, организациям. В общем можно сказать, что конкурентоспособность товара – его относительная характеристика, отражающая различие данного товара или услуги конкурента по степени соответствия одной и той же социальной потребности и по затратам на удовлетворение этой потребности [3, С. 9].
Конкурентоспособность является ключевым элементом в жизни предприятия, которая в некоторой, а частично и в большей, степени зависит от качества работы предприятия, качества продукции, да и вообще от качества. Проблема качества и повышения конкурентоспособности является одной из ключевой для российских предприятий, поскольку именно качество определяет статус и уровень компании, как на российском, так и на зарубежном рынках. Исследование и внедрение системы управления качеством является одной из самых главных сфер деятельности предприятий.
Понятие качества продукции в Российской Федерации регламентировано государственным стандартом ГОСТ 15467-79 [4]. Здесь качество определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Потребитель считает высококачественной именно ту продукцию или услугу, которая соответствует всем необходимым условиям независимо от того, какие характерные потребности ей предназначалось удовлетворять.
Проблемы качества и конкурентоспособности, контроля качества давно стали ключевыми для российских организаций, что привело к высокому росту интереса к стратегическим вопросами к проблеме качества, к методам и подходам их решения.
В настоящее время для оценки эффективности систем управления качеством существует большое количество различных методов и подходов. Основные положения оценки эффективности системы менеджмента качества описаны в стандартах ИСО версии 9000 [5]. В первую очередь они относятся к деятельности руководства по анализу и дальнейшему улучшению деятельности системы качества предприятия [6, 7].
Для обеспечения качества продукции или услуги на предприятии необходимо создать механизм, который будет исполнять функции контроля и обеспечения соответствия степени фактического качества продукции заданному. Такой механизм должен состоять из различных инструментов; его цель – гармонизация обеспечения качества продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла. Для того чтобы внедрить на предприятии механизм или систему качества, необходимо изучить существующую систему и разработать стратегию качества предприятия (рис. 1).


 

Рис. 1 – Стратегия качества предприятия

В первую очередь компания должна определить стратегию маркетинга. Она поможет разобраться, на каких рынках работать компании, с какими сегментами, потребителями, какую ценность заложить в продукцию или услугу, какой тип ценообразования выбрать, какие каналы сбыта и товародвижения лучше использовать, как организовать продвижение продукции или услуги. Маркетинговая стратегия является одной из самых важных стратегий качества предприятия.
Стратегия технического и организационного развития выражается в развитии активов компании и ее технологического потенциала. Сейчас, использование научно-производственного потенциала оказывает большое влияние на успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, являясь эффективным и важным средством завоевания и поддержания конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность продукции и ее качество значительно зависят от качества материалов и комплектующих и их режима поставок. Следовательно, необходимо внедрение стратегии отношений компании с поставщиками. Здесь основная работа зависит от отдела закупки и снабжения, от качества работы каждого сотрудника этого отдела, от наработки опыта. Предприятие должно быть предельно независимо от поставщика, всегда должен быть альтернативный вариант на случай сбоя в поставках.
Интеллектуальный потенциал предприятия во многом определяет процветание и успех бизнеса. Формирование и применение системы менеджмента качества во многом зависит от людей, их квалификации, умении постоянно учиться и самосовершенствоваться, использовать свои знания на практике. Очень важны такие личностные качества как самоотдача, энтузиазм, творческий подход, предприимчивость и ответственность, проявление уважения к коллегам, толерантность [8, 9]. Это обуславливает неизбежность внедрения стратегии эффективного управления персоналом.
Для планирования и реализации мероприятий по улучшению качества, выделение средств и специализированных сотрудников для прогресса необходимы исследование и оценка затрат, связанных с качеством. Здесь необходимой составляющей стратегии предприятия является система прозрачного бухгалтерского учета. Прозрачная бухгалтерия – один из способов упростить процесс подготовки отчетности для Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговых органов, а также других инстанций. Именно это обеспечивает компании определенный уровень стабильности, повышает ее конкурентное преимущество на рынке.
Разработав и применив все стратегии, можно построить новую, усовершенствованную организационную структуру предприятия, в которой все стратегии будут тесно связаны между собой. Она поможет повысить эффективность производства, максимизировать прибыль, завоевать новые рынки и удовлетворить потребности коллектива.
При проведении переговоров с зарубежными заказчиками система качества также является важной. Здесь обязательным условием является наличие у производителя системы качества. Она должна учитывать индивидуальность предприятия, гарантировать минимизацию затрат на создание продукции и ее внедрение. Заказчик должен быть уверен, что качество поставляемой продукции (услуги) будет неизменным и устойчивым [10].
Таким образом, уровень выживаемости организации в условиях рынка, рост эффективности производства, темпы научно-технического прогресса, экономия всех ресурсов, задействованных на предприятии, определяются с помощью повышения качества продукции или услуги. Разработав стратегии повышения качества, компания сможет добиться лидирующих позиций на рынке с помощью эффективной работы всех сотрудников. Ведь конкуренция в современных условиях разворачивается именно на поле качества продукции или услуги компании.

Литература:

1. Али, А. Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии [Текст] // «Молодой ученый». – 2012. – №8. – С. 69-75.
2. Батанова, С. В. Обеспечение надежности подрядных организаций [Текст]: Монография / С. В. Батанова, Н. Н. Иванова – Ростов-на-Дону: Рост. гос. строит. ун-т, 2012. – 128 с.
3. Ребрин Ю. И. Управление качеством [Текст]: учебное пособие/ Ю. И. Ребрин. – Таганрог:ТРТУ, 2004. – 174 с.
4. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. [Электронный ресурс] // Библиотека ГОСТов – Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/31/31626.shtml/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс] // Институт Консалтинга и Сертификации – Режим доступа: http://www.icc-iso.ru/toclients/standards2/gost-r-iso-9001-2008/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
6. Клавдиенко Н. В., Мирошниченко Д. А. Формирование системы обеспечения качества продукции на основе применения процессного подхода [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, № 4. – Режим доступа: http: ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1087 (доступ свободный). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. Tapping D., Lnyster T., Shuker T. Value Stream Management: Eight Steps to Planning, Mapping and Sustaining Lean Improvements. – N.Y.: Productivity Press, 2002. – p. 165.
8. Абдряшитова А. И. Развитие кадров управления на основе универсальной модели базовых компетенций [Электронный ресурс] // «Управление экономическими системами. Электронный научный журнал», 2013, №11. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/ teoriya-upravleniya/item/2539-2013-11-19-06-35-12 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
9.  7 Important Principles of Total Quality Management [Электронный ресурс] // Free Management Library – Режим доступа: http://managementhelp.org/quality/total-quality-management.htm#seven (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. Англ.
10. Глебова Е.М. Формирование информационного механизма повышения качества в строительной организации. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, № 1. – Режим доступа: http: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/654 (доступ свободный). – Загл. с экрана. – Яз. рус.