Тенденции становления и развития сферы услуг в региональной экономике
Аннотация
В статье рассмотрены особенности, тенденции становления и развития сферы услуг в региональной экономике.
Ключевые слова: сфера услуг, конкурентоспособность, сервисная экономика.08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Функцию распределения и обмена в экономических системах, реализует сфера услуг, осуществляющая движение ресурсов и благ, которыми располагает общество, непосредственно удовлетворяющая потребности людей. Услуги характеризуют сложное явление, с одной стороны, в виде благ, ценностей, и, с другой стороны, – это процесс предоставления их потребителям. При этом сущностью услуг является специфическая форма деятельности, в результате которой ресурсы или продукты трансформируются в иные потребительные стоимости.
Услуги обладают различными свойствами и в разном сочетании проявляющиеся в практике: материальности или нематериальности; совпадения или несовпадения процессов производства и потребления; масштабности или локальности; конкурентоспособности или неконкурентоспособности; транспортабельности или нетранспортабельности; однородности или неоднородности качества; индивидуальности или массовости; наличия или отсутствия прав собственности и пр. В качестве критериев предоставления услуг выделяются следующие: доминирующих факторов (в том числе, персонала и технологии); частоты приобретения; типичности (универсальные и массовые); процессов или продукции; потребительской ориентации (индивидуальной, в рамках домохозяйств, общественной); платных, бесплатных либо дотируемых; свободных или регулируемых цен и др.
Современное общество становится в определенном смысле сервисным, а экономика из "индустриальной" преобразовывается в "сервисную". В отличие от "индустриальной" экономики с преобладанием продукции в натурально-вещественной форме, массовым производством товаров и высоким уровнем материальных затрат "сервисная" экономика приобретает ярко выраженный социально-ориентированный характер.
Сервисная экономика формируется и развивается на основе определенных принципов: единства социально-ориентированной экономики и политики; разграничения и интеграции элементов социально- ориентированной экономики на всех уровнях; системного анализа с использованием источников и факторов социально-экономического роста; формирования и развития социального партнерства между субъектами труда, капитала и политики.
Сервисная экономика, развиваясь в соответствии с выявленными принципами, выполняет ряд важных функций: мониторинга и обратной связи с клиентами; удовлетворения специфических потребностей клиентов путем постоянного улучшения качества услуг; использования технологии как конкурентного преимущества; обеспечения гибкости менеджмента, учитывающего, с одной стороны, движения к определенной однородности вкусов, с другой – их индивидуализацию; стратегического планирования с учетом маркетинга семи элементов (сервисный товар, цена, методы распространения и стимулирования, участники, физическое окружение, процесс).
Сервисному сектору России ныне присуще чрезмерное развитие торгово-посреднических услуг, которые в реальности содержат в себе часть доходов ресурсно-экспортного сектора. Рост сферы услуг в меньшей степени зависит от конечного спроса домашних хозяйств, а в большей мере связан с государственными расходами и динамикой экспорта. Дальнейшее развитие производства в этой сфере должно основываться на росте рыночных услуг.
Стратегическое планирование в сервисной экономике должно учитывать важные перемены, наблюдающиеся в обществе, такие как: переход от долгосрочного пользования вещью к краткосрочному или одноразовому; увеличение скорости перемен; изменяющийся характер связи человека и вещи (прокатный бум, имущественный найм); оживленное и увеличивающееся передвижение людей во всем мире и т.д.
Главным экономическим ресурсом экономической активности из материального производства в сферу услуг выступают информация и знания, наблюдается доминирование в структуре занятых профессионального и технического класса, очевидна существенная роль технологии как источника нововведений. Следовательно, в настоящее время наблюдается переход от индустриальной парадигмы ведения бизнеса к сервисной.
Основными свойствами сервисной деятельности являются следующие: создание условий для осуществления производственного процесса и нормальной жизнедеятельности человека без изменения вещества и природы; создание полезного эффекта, который не существует как отличная от потребительной стоимости вещь и может потребляться лишь в процессе производства; целевая направленность на продукт и удовлетворение определенных потребностей человека.
Из всего многообразия объяснений причин роста услуг и формирования соответствующей сферы можно выделить три основные: создание и развитие некоторых видов услуг требует непосредственного участия наукоемких отраслей промышленности с переоснащением соответствующих производств современной техникой; прогресс сферы услуг непосредственно обусловлен динамикой уровня жизни населения, а важным мультипликатором экономического развития является потребительский рынок, обеспечивающий население необходимыми товарами и услугами; расцвет сферы услуг в развитых странах мира объясняется не только изменением в динамике доходов населения региона, но и изменением потребительской психологии общества.
Для предыдущей истории капиталистического общества был характерен культ накопительства: деньги должны были "работать" – либо быть в деловом обороте, либо вложенными в вещи, обладающие высокой стоимостью. Однако утвердившаяся в 60-е годы ХХ века культура потребительства пропагандирует иной подход к услугам – в качестве инструмента реализации естественного права человека на полноту жизни. Символом благополучия становится возможность потреблять разнообразные услуги.
Периоды становления и развития сферы услуг
Периоды развития |
Основы исторической эволюции |
1 (довоенный период) |
Для первого, довоенного периода развития сферы услуг характерно то, что услуги в большей мере выполнялись в материальном производстве, являясь своего рода придатком, сателлитом последнего. Для услуг этого периода характерна высокая степень индивидуальности, низкая степень индустриализации и внедрения промышленных технологий. Способ оказания услуг был, как правило, кустарный, почти всегда высокотрудоемкий. |
2 (45-70-е годы ХХ века). |
Для периода окончания второй мировой войны до середины 70-х годов ХХ века характерны оживление и рост сферы услуг, которые обусловлены несколькими факторами. Происходит активный приток трудовых ресурсов в сферу услуг из материального производства (сельского хозяйства, промышленности). Наблюдается продолжающийся рост производства и потребления услуг. Появляются новые виды услуг, формируется специфическая отрасль экономики. |
3 (середина 70-х годов по настоящее время) |
Третий период отмечен энергетическими кризисами и массовой компьютеризацией. Особенностью этого периода являются обширные преобразования в сфере услуг, суть которых сводится к её более активному воздействию на все стороны бытия. Материальное производство оттесняется на второй план, ведущую роль начинает играть сфера услуг. При этом присущая (ранее) услугам индивидуализированность постепенно утрачивается, уступая место индустриализации. |
Исследование динамики развития сферы услуг развитых стран позволяет выявить несколько устойчивых тенденций: определена высокая зависимость потребления услуг от состояния платежеспособного спроса населения; обозначился сравнительно высокий удельный вес малого предпринимательства; развиваются процессы концентрации и интеграции производства, с участием малых и средних предприятий; участие государственных институтов в развитии социальных отраслей.
Важной отличительной спецификой развитого рынка услуг является наибольшая эластичность и более высокая (по сравнению с розничным товарооборотом) динамика объема платных услуг. Особенностью рыночных отношений в ряде отраслей сферы услуг обозначена значительная возможность для экономических экспериментов, нововведений, вследствие которых наблюдается определённый мультипликативный эффект их воздействия на другие отрасли народного хозяйства и структуру занятого населения региона.
Литература
1. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. М. Издательско-торговая карпорация «Дашков и К», 2007.
2. Елисеева Т.П. Антикризисное управление региональным экономическим развитием. Монография. Шахты, ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010.
3. Мустафаева З.А. Закономерности и факторы развития сферы услуг в региональной экономике. Монография. Нальчик: КБГУ, 2006.