Развитие регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (На примере Отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития кластера средств массовых коммуникаций Краснодарского края, управления региональным комплексом средств массовых коммуникаций, повышения эффективности его развития как наиболее перспективного в современных экономических условиях.
Ключевые слова: Отрасль, комплекс средств массовых коммуникаций, метод, стратегия, кластер, эффективность.08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Решение комплексной научной проблемы управления развитием регионального кластера средств массовых коммуникаций Краснодарского края в условиях модернизации экономики современной России в настоящее время приобретает особую актуальность.
На основе объективных процессов интеграции хозяйственных отношений в регионах России возникает необходимость формирования и развития кластеров, обладающих различными функциями и структурной организацией, отличающихся по способу связи входящих в них хозяйствующих субъектов, потенциалу, пространственной протяженности и стратегической ориентации развития. Каждый из таких кластеров занимает определенное место в экономике региона и претендует на ту или иную форму локализации в виде различных организационно-правовых форм.
Комплекс средств массовых коммуникаций занимает ведущее место во многих территориальных экономических системах современной России, в том числе в системе Краснодарского края.
Доступ к информации и возможность её оперативного распространения выступает в качестве необходимого условия успешного функционирования и развития практически всех хозяйствующих субъектов, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, местных сообществ и домохозяйств региона.
При этом инфраструктурные проблемы Комплекса средств массовых коммуникаций Краснодарского края и процесс приватизации краевых СМИ, который должен завершиться в 2012 году [1] дополнительно актуализируют появление в институциональной организации новых форм взаимодействия между входящими в этот комплекс хозяйствующими субъектами.
«Уроки» современного глобального кризиса показали очевидность неотвратимости процесса диверсификации экономики Российской Федерации и рассматриваемого нами региона.
Цель нашего исследования состоит в раскрытии специфических характеристик кластера средств массовых коммуникаций, складывающихся во внутренней среде региональных экономических систем современной России, определении основных факторов развития этого кластера, обосновании инструментов его развития, адаптированных к условиям процесса модернизации экономики.
Реализация данной цели исследования требует постановки и решения комплекса следующих взаимосвязанных задач:
- определение основных потребностей формирования и развития кластера средств массовых коммуникаций в Краснодарском крае;
- раскрытие способа организации кластера и специфических его характеристик;
- установление места кластера средств массовых коммуникаций в экономической системе края;
- выявление, классификация и оценка основных факторов его развития;
- обоснование и разработка эффективных инструментов развития кластера, адаптированных к условиям модернизации экономики.
Рассмотрим процесс формирования и развития кластера средств массовых коммуникаций Краснодарского края в условиях модернизации экономики современной России.
Изменения, произошедшие в отечественной экономике за последние десятилетия, привели к появлению принципиально новых рыночных отношений между субъектами информационного рынка в рамках полифункциональной, сложной социально-экономической системы средств массовой информации (СМИ). Свобода слова, отсутствие цензуры, регистрационный принцип организации СМИ явились катализатором к существенному умножению числа телеканалов, радиостанций и, особенно, периодических печатных изданий. Доказательством движения России по пути создания сильного, независимого, жизнеспособного государства, живущего в гармонии с обществом, должно явиться утверждение в СМИ высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданского общества, в центре которого, в соответствии с Конституцией, будет находиться принцип соблюдения прав и уважения интересов каждой личности [2, с. 294-297].
Трудность заключается в определении специфических характеристик регионального кластера средств массовых коммуникаций, установлении основных барьеров на пути его развития в хозяйственном пространстве края, обосновании институциональных инструментов управления развитием регионального кластера средств массовых коммуникаций, адаптированным к условиям модернизации экономики России.
Полученное в работе конкретное приращение научного знания представлено следующими основными элементами:
- раскрыт доминирующий способ структурной организации кластера средств массовых коммуникаций региональных экономических систем современной России – это административно-хозяйственная локализация;
- определены специфические характеристики регионального кластера средств массовых коммуникаций: незавершенность системного качества взаимодействия входящих в них элементов; затяжной характер становления локальных рынков СМИ;
- установлены основные барьеры на пути развития кластера средств массовых коммуникаций региона;
- предложены инструменты оценки уровня развития рассматриваемого нами кластера;
- обоснованы институциональные инструменты развития кластера средств массовых коммуникаций.
Обеспечение дальнейшего развития многопрограммного телевизионного вещания напрямую связано с переходом на работу в цифровом формате.
Переход на цифровые технологии затрагивает центры производства телевизионных программ, сети распределения, сети вещания и системы коллективного и индивидуального приема. При этом можно выделить две области цифровизации: телецентры и сети распределения, с одной стороны и системы цифрового вещания и пользовательские приемники, - с другой. Если в первой области цифровизация идет достаточно давно, испытывая, в основном, технические и финансовые трудности, то во второй - из-за огромного парка находящихся в эксплуатации аналоговых телевизоров к этим трудностям добавляются социально-экономические, психологические и политические факторы. Таким образом, замена аналогового телевизионного вещания цифровым порождает проблемы, которые в максимальной степени проявляются в сфере цифрового наземного телевизионного вещания.
Опыт перехода экономически развитых стран на цифровое ТВ показывает, что даже в условиях развитой рыночной экономики требуются серьезные правительственные директивы по заданию этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания, конверсии радиочастотного спектра. Необходимо выделение субсидий малоимущим слоям населения, совмещение в одном вещательном мультиплексе программных потоков различных компаний, обеспечение экологической безопасности, регулирование налогообложения и пр.
Перевод государственной телевизионной сети с устаревших и затратных аналоговых технологий на новые цифровые технологии вещания будет знаменовать собой принципиально новый этап в развитии отечественной отрасли телерадиовещания и создает условия для:
- выполнения государством социальных функций в области культуры, образования и просвещения;
- обеспечения в стране единого информационного пространства, обеспечения информационной безопасности;
- развития рынка услуг связи в области телерадиовещания, увеличения его доли в совокупном продукте телекоммуникационного рынка страны;
- реформирования телевизионного вещания в современную, устойчиво функционирующую и обладающую потенциалом саморазвития в рыночных условиях отрасль экономики.
Решение этих задач имеет важнейшее народно-хозяйственное значение как для страны в целом, так и для Краснодарского края в частности.
По сравнению с аналоговыми телевизионными сетями сети наземного цифрового телевидения обладают следующими преимуществами:
- возможность значительного увеличения количества ТВ программ, передаваемых в сети вещания;
- повышение качества передачи изображения и звукового сопровождения;
- использование более низких, по сравнению с аналоговыми системами, мощностей передачи;
- гибкость при планировании сетей, позволяющая варьированием параметров системы достигать требуемого качества передачи, количества дополнительных услуг, предоставляемых пользователям требуемой зоны охвата территории;
- возможность качественного приема на мобильные и переносные приемники;
- возможность организации как федеральных, так и региональных или локальных одночастотных сетей;
- эффективность использования ресурса радиоспектра за счет передачи мультиплексированных цифровых потоков данных, а также организации одночастотных сетей;
- более низкая стоимость внедрения, по сравнению с другими системами цифрового вещания (спутниковыми и кабельными), за счет возможностей использования операторами существующей инфраструктуры аналоговых телевизионных сетей, а для зрителей - за счет использования существующих приемных антенных систем;
- возможность предоставления зрителям в зоне обслуживания цифровой сети набора информационных услуг (справочная информация о работе общественных и культурных учреждений, расписаний движения транспорта и др.) и сопутствующих услуг, определяемых потребностями рынка и возможностями операторов (реклама, телешопинг, адресноориентированные передачи и т.д.).
Для вещателей, привлекательность цифрового ТВ вещания связана с возможностью существенного увеличения числа услуг, предоставляемых зрителям. Один ТВ радиопередатчик может передавать сигналы нескольких цифровых служб, снижая тем самым удельные расходы в пересчете на одну службу. По данным EBU затраты на канал в период смешанного вещания немного возрастают за счет доли цифровой инфраструктуры. После перехода на цифровое вещание относительные затраты на распространение радиотелевизионных программ значительно снижаются.
Поэтому регулирующая роль государства должна состоять в выделении достаточных дополнительных средств на обеспечение режима смешанного вещания и, с другой стороны, в обеспечении правильного баланса платных и социальных услуг телевизионного вещания, их номенклатуры и привлекательности для того, чтобы в период цифрового вещания при общей высокой рентабельности снизить стоимость каждой отдельной услуги.
Литература
- 1.Деловая газета Юг. Электронная версия. http://www.dg-yug.ru/a/2011/07/13/Kubanskie_chinovniki_nacel (дата обращения: 21.10.2011 г.
2.Максименко А.В. Отдельные направления развития регионального кластера в системе мер по диверсификации региона (На примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края)// Экономический вестник Ростовского государственного университета, том 6. №3. 2008.С. 294-297.