×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Анализ отечественного и зарубежного опыта управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора

Аннотация

Ю.В. Развадовская

Приоритетным направлением стратегического развития российской экономики является формирование сбалансированной структуры промышленного сектора экономики, с преобладающей долей высокотехнологичных отраслей, основанных на инновационных технологиях. Применение зарубежного опыта формирования высокотехнологичного промышленного сектора в российских условиях позволяет существенно сократить технологическое отставание и обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции обрабатывающих отраслей промышленности на мировых рынках.
Ключевые слова: структура, инновационное развитие, методы промышленной политики, зарубежный опыт, стратегия технологического развития.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В последнее десятилетие в структуре российской экономики наблюдается тенденция увеличения доли инвестиций в топливно-сырьевой сектор экономики и их недостаток в сфере научного потенциала, что вызывает резкое снижение уровня и качества образования, сокращению числа фундаментальных работ и научно-исследовательских разработок. Что является следствием потери внешних и внутренних рынков сбыта отечественной продукции, а также обострения технологического кризиса в промышленном секторе экономики.
Сложившаяся на данный момент структура промышленного сектора экономики, не отвечающая требованиям, предъявляемым зарождающимся технологическим укладом, а также характеризующаяся глубокими технологическими деформациями, предопределена всем предшествующим технологическим и экономическим развитием. По словам О.Красильникова «в России за многие годы накоплен огромный отрицательный потенциал, порождающий регрессивные структурные сдвиги» [1]
В предыдущей командно-административной экономической системе сложились глубокие диспропорции между военной и гражданской экономикой, между производственной и социальной сферами, а также обрабатывающими и добывающими отраслями. В годы существования плановой экономики промышленная политика осуществлялась только «жесткими» методами с централизованным управлением. Главным инженером-проектировщиком и конструктором промышленности выступало государство [2] « В советском союзе была создана мощная индустриальная  экономики, которую не коснулась революция в инновационных технологиях, произошедшая в развитых странах в 70-х годах»[3]
В связи с переходом от плановой экономики к рыночной изменились и механизмы управления, государство практически отстранилось от управления, как промышленным сектором, так и экономикой в целом полагая, что рыночные механизмы расставят все по местам. «Правительственные планирующие органы не могут обладать всем знанием необходимым для эффективного распределения ресурсов. Только рынок и система цен могут эффективно перерабатывать необходимый огромный массив информации» [4] Структура промышленности испытала на себе методы «жесткого» планового регулирования, а также механизмы основанные на рыночном регулировании, показавшие свою неэффективность.
Справедливо высказывание о том, что эффект от управления может быть достигнут если «привести в действие механизмы синергии от разумного сочетания тех инструментов экономической политики, действие которых подчинено приоритетам, отвечающим современным потребностям государства и общества» [5] То есть современные методы управления структурными преобразованиями должны ориентироваться на тенденции в науке и технике, а также сочетаться с экономическими потребностями, предъявляемыми действующим технологическим укладом. 
Ресурсной базой научно-технического прогресса, начиная с 1998 года, стали не возобновляемые источники сырья, энергии и материалов, которые определили доминирование энергосырьевой модели развития национальной экономики, необходимость отказа от которой возникла в следствие глобального экономического кризиса 2008-2009 гг.
Заявленной Правительством ключевой задачей стратегического развития России, является переориентация экономики с сырьевого на инновационный путь развития, которая может быть достигнута путем формирования сбалансированной структуры экономики промышленного сектора, с доминированием в ней высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности.
Многие из проблем, с которыми сталкивается отечественная экономика, при формировании сбалансированной структуры промышленного сектора, а также выборе методов регулирования процессов в промышленности в условиях мировой интеграции уже успешно решены европейскими странами и поэтому анализ и применение позитивного европейского опыта целесообразно и позволит повысить эффективность проводимой реструктуризации в промышленном секторе экономики.
Накопленный в мировой практике опыт в области управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора отличается разнообразием, при этом для каждой развитой экономики европейских стран характерен определенный сценарий, ориентированный на определенные стратегические цели и ресурсные ограничения. Необходимо принимать во внимание то, что разные страны реализовывали методы управления модернизацией структуры промышленности в различные временные периоды, обладая различными конкурентными и сравнительными преимуществами. Тем не менее, в политике реструктуризации промышленности стран добившихся успеха в формировании сбалансированной структуры промышленного сектора можно выделить общую черту, это выбор приоритетных отраслей, в которые обеспечивается приток инвестиций. Как правило, таким отраслям предоставляются налоговые и другие льготы, при этом перечень приоритетных отраслей и набор методов со временем изменяется.
В современных условиях все развитые экономики мира в качестве  главных объектов развития структуры промышленного сектора экономики выбирают высокотехнологичные отрасли, в основе технологического развития которых лежат передовые достижения современной науки. Поэтому современные отечественные способы управления промышленным сектором должны быть акцентированы на научных достижениях в области передовых технологий, а также установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов.
Одной из европейских стран, добившихся определенных положительных результатов в процессе структурной перестройки промышленного сектора экономики и сформировавшей сбалансированную структуру промышленности, отвечающую мировым стандартам является Германия. Основным направлением политики управления промышленным сектором данного государства стала «штандортная политика, проводимая в интересах промышленности», которая предполагает формирование благоприятных рамочных условий для определенных территориальных образований с целью привлечения инвестиций, рабочей силы. Примерами успешной реализации структурной политики являются Бавария, Бремен, Гамбург, Берлин и многие другие федеральные земли. При этом основная роль в развитии данных территорий принадлежит не федеральным органам власти, а местному самоуправлению.
Следующим этапом в структурной перестройке промышленности является процесс кластеризации немецких штандортов, который предполагает формирование региональных кластеров, предназначенных для усиления кооперации территориально сгруппированных компаний. Основным направлением развития  немецких кластеров являются предприятия промышленности специализирующиеся на выпуске высокотехнологичной продукции. Важным отличием кластеров является межрегиональный характер формирования предприятий промышленности, которые особое внимание уделяют управлению технологической цепочкой создания конечного продукта. Результатом такой кооперации стали сформированные технологические инновационные центры национального, европейского и даже мирового значения.
Пристального внимания заслуживают существующие государственные программы и инструментарий по поддержке перспективных промышленных предприятий в немецкой экономике, которые вышли за рамки промышленной политики и стали частью самостоятельной технологической политики. Государство в рамках модернизации институциональной национальной технологической инфраструктуры концентрируется на системных действиях по формированию недостающих элементов данной инфраструктуры и по упорядочению их взаимодействия в форме государственно-частного партнерства, создания сетевых национальных и региональных специализированных систем, а также сетевых форм организации деятельности промышленных предприятий. Следует отметить, что общим правилом проведения преобразований в немецком промышленном секторе стало осуществление повсеместной системы мониторинга и оценки эффективности проектов научно-исследовательских разработок, осуществляемых при государственной поддержке, в том числе и с участием международной экспертизы.
Все государственные меры по преобразованию структуры промышленности до настоящего времени осуществляются на основании «Принципов секторальной (отраслевой) структурной политики» [6], которая в первую очередь ориентирована на мероприятия по стимулированию ускоренной отраслевой перестройки. В последнее десятилетие «Принципы секторальной политики» главным образом концентрируются на реализации крупномасштабных фундаментальных научно-технических проектах (атомная энергетика, гражданская авиация)
Высказывание бывшего премьер-министра Шпета полностью характеризует осуществляемую промышленную политику, ориентированную на стимулирование технологического развития базовых отраслей «Так что при всех обстоятельствах речь может идти о том, чтобы проводить различие между разумными и контрпродуктивными вариантами промышленной политики … в ориентированной на инновации промышленной политике преимущества перевешивают вероятные ошибки» [7]
Таким образом, промышленная политика Германии, основанная на рыночных механизмах регулирования промышленности и частичном государственном вмешательстве, сосредоточенном главным образом на стимулировании научных достижений в сфере промышленности, доказывает свою эффективность, демонстрируя низкие темпы инфляции, высокий уровень технологического развития и квалификации персонала, а также устойчивое состояние социальной сферы.
На данный момент правительству удалось сформировать сбалансированную структуру промышленного сектора экономики за счет эффективных мер государственного регулирования стимулирующих развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. Применение  политики сочетающей в себе государственное меры по стимулированию научно-технологического развития перспективных отраслей промышленности и  формирование инфраструктуры для технологических инноваций в условиях российской интеграции могло бы дать значительный положительный эффект.
Основным направлением реструктуризации промышленного сектора Германии стала эффективная территориальная организация промышленности (штандорты, кластеры), которая обеспечила формирование сбалансированной структуры промышленного сектора экономики.
Многие европейские страны, добившиеся положительных результатов в формировании сбалансированной структуры промышленного сектора экономики в качестве основных методов стимулирования развития высокотехнологичных отраслей применяли косвенные меры.
По мнению французского правительства создание льготной системы налогообложения является одним из ключевых условий для формирования и продвижения технологических инноваций в высокотехнологичные отрасли промышленного сектора. Считается, что склонность к осуществлению инноваций вообще, в том числе и технологических инноваций напрямую зависит от уровня налогообложения прибыли.
Практически все промышленно развитые страны пытаются найти оптимальный вариант налогообложения. К примеру, одной из главных мер в промышленной политике Франции является налоговый кредит на исследовательские затраты (cré-dit-impôt recherche (CIR)) цель которого заключается в том, чтобы предприятие смогло вычесть из подоходного налога определенный процент из затрат на исследования. Размер налогового кредита может достигать 30% на развитие и исследование, а если предприятие проводило исследование в государственной лаборатории то до 60%. В практике японского правительства налоговый кредит используется с 1967 года и составляет 20% от приростных квалифицированных изобретательских работ, достигнутого по отношению к одному из предыдущих годов с максимальным уровнем аналогичных расходов, не более 10% обязательных налоговых платежей. В данном случае государство выступает в качестве инвестора, оценивая долгосрочные последствия налогового кредита. Таким образом, происходит перенос государственного риска неполучения вложений государственных средств на частный сектор.
Еще одним эффективным методом стимулирования развития высокотехнологичного промышленного сектора экономики является отсрочка налогообложения, которая применяется в отношении компаний расходующих средства на проведение изобретательских и научно-исследовательских работ. В законодательной базе многих развитых стран предусматривается перенос налоговых льгот на будущие периоды. Применение налоговых отсрочек для компаний внедряющих технологические инновации связано, прежде всего, с цикличностью развития рыночной экономической системы, которая подвержена последовательным подъемам и спадам экономического развития. Необходимость перехода промышленными предприятиями на новое оборудование и технологии в период от кризиса до подъема была доказана еще в ХХ веке Г. Меншем.
Используемые в мировой практике косвенные методы регулирования можно разделить на несколько групп это льготное кредитование, отсрочка налогообложения, налоговые льготы, в том числе и ускоренная амортизация.
Таблица 1. Характеристика налоговых льгот применяемых для стимулирования технологических инноваций в промышленности в мировой практике.


Виды налоговых льгот

Сущность налоговой льготы

Страны, применяющие льготу

1

Пропорциональные размеру понесенных затрат

Применительно к зарплате научных работников, инженеров, специалистов

Нидерланды

2

Приростные

Рассчитываются в зависимости от увеличения затрат на исследования и разработки в базисном году по сравнению с предыдущим

Франция, Канада, США

3

Применение и приростных пропорциональных льгот одновременно

Устанавливается предельная сумма для списания налогов по налоговым скидкам на инновационную и научно-техническую деятельность.

Южная Корея, Япония

4

Удвоение затрат на инновационную и
научно-техническую деятельность

Средняя наукоемкость
(отношение затрат на
разработки к стоимости продаж) не может превышать 16%

США

Составлено по данным Бетехтина Е. Мировая практика формирования научно-технической политики. Кишинев, 1990. Бакош Г. Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы // Вопросы экономики. 1997. № 9. С.100. Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации — инструмент экономического развития // Инвестиции в России. 2000. № 10. С.28.
Одним из наиболее эффективных методов косвенного стимулирования технологического развития отраслей промышленности в развитых странах является создание единой информационно-коммуникационной системы для доступа средних и мелких предприятий промышленности к технологическим инновациям. Создание сети технополисов, в которые привлекаются высококвалифицированные кадры из отдельных префектур странны  стало главным методом стимулирования используемым японским правительством. Кроме того государство выпускает так называемую «Белую книгу по науке и технологии» в которой публикуются обзоры технологических достижений, маркетинговые исследования, обзоры состояния развития отраслей промышленности. Созданная в 1973 году государственная программа стимулирует обмен научно-технической информацией между государством, промышленными фирмами, научными организациями.
В Китае с 2000 года реализуется программа интенсивного технологического развития отраслей промышленности, в рамках которой создаются технопарки, в каждом из которых сформировано до трех научных центров. Правительство одной из постсоциалистической стран Венгрии, по примеру немецкой модели создало сеть прикладных научно-исследовательских институтов в виде научно-технических центров. Главная цель, которую преследует создание таких центров это повышение эффективности кооперации в проведении научно-исследовательских работ в университетах, исследовательских институтах и промышленных предприятий и эффективного использования технологических достижений.
Ярким примером коммерциализации научно-исследовательских разработок служит опыт Франции, где с 1982 года практически научно-исследовательские центры получили полное юридическое право заниматься производственной деятельностью. Этот метод позволил получать таким центрам собственные доходы, которые используются для расширения исследований, а также для сокращения бюджетного финансирования.
В 70-е годы в США был сформирован специальный информационный механизм распространения технологических инноваций посредством Национального центра научно-технической информации (НЦТИ) и консорциума федеральных лабораторий, который объединял в себе около 300 государственных научных центров. В рамках работы научного центра обслуживается более 100 тыс. промышленных фирм и научных организаций ежегодно.
К 80-м годам разработан механизм законодательного стимулирования поиска новых областей применения изобретений, в рамках которого каждое федеральное ведомство имеющее научную лабораторию должно часть своего бюджета расходовать на деятельность по переносу технологий в другие сферы деятельности. При этом если штат составляет более 200 человек, то это обязывает лабораторию вводить одного или нескольких специалистов для поиска оценки информации, которая может стать потенциально интересной для вторичного использования.
В рамках разработанной программы «Национальная нанотехнологическая инициатива» большое внимание уделяется взаимодействию с промышленным сектором в части передачи новых технологий. Разработан механизм взаимодействия с химической, электронной, автомобильной и биотехнологической отраслями.
Таким образом, опыт промышленно-развитых стран, добившихся успеха в технологическом развитии промышленности позволяет выделить основные принципы формирования стратегии высокотехнологического развития структуры промышленного сектора экономики и позволяет выделить основные стратегии развития высокотехнологичного производства при помощи повышения научно-технического потенциала.
Стратегия наращивания технологического потенциала основывается на применении собственного научно-технического и производственно-технологического потенциала с привлечением зарубежного опыта, что инициирует постепенное наращивание выпуска новой конкурентоспособной продукции и позволяет отрабатывать производство высоких технологий и применять их в промышленном производстве.
Еще одним способом наращивания высокотехнологичного потенциала в промышленных отраслях является стратегия заимствования, которая заключается в том, что используя свой технологический потенциал промышленность осваивает производство наукоемкой продукции производящейся в развитых странах. Со временем наблюдается увеличение производства продукции на основе научно-технологического и промышленного потенциала, что дает возможность полностью освоить производственный цикл  от создания до производства наукоемкой продукции;
Стратегия переноса технологического потенциала основывается на использовании зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала путем закупки лицензий на новейшие технологии для производства высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировых рынках. В последствии, повышается собственный научно-технологический и производственный потенциал, обеспечивающий переход к воссозданию всего производственного цикла.
Таблица 2. Способы повышения технологичности отраслей в структуре экономики промышленного сектора.


Пути передачи высокотехнологичных достижений из государственных лабораторий в промышленный сектор

Стратегии  технологического развития

Меры стимулирования новых технологий в промышленности

коммерциализация результатов НИОКР силами самих государственных исследовательских центров;

Стратегия наращивания

уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР

выполнение функций по коммерциализации существующими государственными структурами

Стратегия заимствования

скидки с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР

создание специального "промежуточного" звена между государственными лабораториями и частной промышленностью

Стратегия переноса

инвестиционный налоговый кредит (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику)

 

особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований (как правило в университетах) и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса

Таким образом, стимулирование технологического развития отраслей промышленности является одним из способов формирования сбалансированной структуры промышленного сектора экономики.
Опыт развитых стран в области повышения научного потенциала в структуре промышленного сектора экономики актуален для российских условий. Государственные научные лаборатории являются в настоящее время главными генераторами инноваций, поэтому опыт развитых стран по формированию мотивационной политики научных учреждений позволит в относительно короткие сроки существенно активизировать инновационную составляющую в промышленном секторе на долгосрочную перспективу.
Таблица 3. Систематизация опыта промышленно развитых стран в практике управления реструктуризацией промышленного сектора экономики


Стратегические направления в политике формирования сбалансированной структуры промышленного сектора экономики

Стимулирование инновационно-технологического развития

Стимулирование ускоренной отраслевой перестройки

Реструктуризация критических отраслей промышленного сектора

Стимулирование развития новых высокотехнологичных отраслей промышленного сектора 

Методы управления структурными преобразованиями

Создание лабораторий и научно-исследовательских центров, стимулирование кооперации между государством, наукой и бизнесом, ускоренная технологическая модернизация базовых отраслей нового технологического уклада

Развитие базовых отраслей нового технологического уклада за счет модернизации институциональной технологической инфраструктуры
Реализация крупномасштабных технологических отраслевых проектов в рамках региональных кластеров

Инвестирование базовых среднетехнологичных отраслей промышленности представленных мелкими некрупными предприятиями, обусловленное невысокой долей секторной специализации

Стимулирование поиска отраслей для применения новейших технологий и их перенос в новые сферы деятельности

Страны применяющие опыт реструктуризации промышленного сектора

Япония, Китай

Германия

Франция

США

Как видно из представленной таблицы для каждого государства характерны определенные особенности в стратегии формирования сбалансированной структуры промышленности, обусловленные технологическим развитием, ресурсной базой и специализацией обрабатывающей промышленности. В зависимости от выбранного способа формирования сбалансированной структуры государством применяются соответствующие методы управления структурными преобразованиями.
Российская промышленность также характеризуется определенными конкурентными и сравнительными преимуществами, уровнем технологического и инновационного развития, а также сложившейся под влиянием определенных факторов структурой. Поэтому применяемые методы реструктуризации промышленного сектора должны быть индивидуальны и учитывать все особенности развития российской экономики.
На основе систематизации опыта управления структурной трансформацией в странах имеющих сбалансированную структуру промышленного сектора можно выделить методы, которые могут дать положительный эффект в российских условиях.
В первую очередь необходимы определенные институциональные преобразования в сфере управления структурными преобразованиями и стимулирования развития промышленного сектора экономики. Несмотря на то, что начиная с 2004 года российским правительством создана, значительная по своему потенциалу институциональная база для регулирования и стимулирования научно-технического и промышленного развития, отсутствие эффективной системы взаимосвязей в рамках созданных учреждений и промышленными предприятиями ограничивает технологический рост и экономическое развитие промышленности.
Ни одно развитое государство не проводило реструктуризацию промышленного сектора без соответствующих институциональных преобразований. Потому одним из первых этапов структурной перестройки российской промышленности должна стать реформация институциональной среды, направленная на повышение эффективности взаимосвязей между государством, промышленными предприятиями, финансовыми институтами и научно-исследовательскими организациями.
Другой отличительной чертой политики структурных преобразований технологически развитых государств является формирование методов прогнозирования перспективных отраслей. В экономически развитых странах одним из наиболее эффективных инструментов определения стратегических перспектив промышленного развития, выявления лидеров технологического развития, способных обеспечить долгосрочный экономический рост являются Форсайт технологии, которые применяются на всех уровнях от государственного до корпоративного. Форсайт технологии используются в тех случаях, когда необходимо принять политическое решение о выборе стратегических приоритетных направлений развития страны, отрасли, корпорации с учетом имеющейся ресурсной базы и действующих ограничений.
В последние годы в российской практике прогнозирования стали использоваться технологии форсайта, при помощи которых формируются Приоритетные направления развития науки, техники и технологий, а также Перечень критических технологий. Долгосрочный прогноз научно-технического развития России до 2025 года также был разработан с применением технологий форсайта, его целью стали работы по определению стратегических направлений инновационного развития, которые основываются на реализации имеющихся научно-технологических преимуществ и обеспечивают рост экономики в долгосрочной перспективе. Предполагается, что на основе прогноза можно будет спрогнозировать развитие технологий в будущем, появление инноваций, технологий, а результаты прогноза будут востребованы государством для формирования стратегии структурных преобразований в промышленном секторе экономики.
Формирование высокотехнологичного ядра обрабатывающей промышленности невозможно без соответствующей  системы обеспечивающей распространение и внедрение информационных технологий в процессы производства. На примере Японии и Китая видно, что основным фактором структурной перестройки данных экономик стали развитые информационно-коммуникационные системы, созданные для распространения технологических инноваций в обрабатывающей промышленности.
Высокий уровень научного потенциала в России является основной предпосылкой для формирования сети лабораторий и государственных научных центров, целью функционирования которых станет обслуживание потенциально высокотехнологичных обрабатывающих предприятий промышленности, для повышения их научно-технологического потенциала.
Анализ зарубежного опыта управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора свидетельствует о том, что основной принцип конструктивной стратегии промышленного развития это стимулирующая государственная полтика в отношении всех отраслей нового технологического уклада, а также содействие развитию промышленной инфраструктуры, разработка региональных приоритетов, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции. Эффективное управление реструктуризацией промышленности включает в себя участие государства в НИОКР, облегчение доступа к патентам, налоговую и финансовую поддержку новых технологий, развитие межрегиональной кооперации.
В мировой практике общей тенденцией является конструирование промышленной политики таким образом, чтобы сочетать интересы всех хозяйствующих субъектов, а также взаимодействовать с другими направлениями государственной политики, то есть носить интегральный характер.
Для российских условий с высоким научным потенциалом, сформированной институциональной средой эффективные меры по стимулированию технологического развития могут дать положительный эффект на долгосрочную перспективу, повысить конкурентоспособность отечественной высокотехнологичной продукции, обеспечить развитие промышленного сектора и экономики в целом.

 

Литература

    1.Красильников О.Ю. Сдвиги в отраслевой и технологической структуре экономики России за годы реформ / Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5. С. 277 – 286.
    2.Княгин В.Н. Щедровицкий П.Г. «Промышленная политика России – кто оплатит издержки глобализации» // Современная национальная политика России. Вып. 1. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. С. 106-108.
    3.Гасанов М.А. Влияние технологических сдвигов на структурные трансформации мировой и российской экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2009. № 6.
    4.Шурчков И., Ключевые положения концепции государственной промышленной политики России, Российский экономический журнал, 1994г., № 9,
    5.Россия и мировой экономический кризис. Необходимые перемены. Под ред. Н.П.Шмелёва (отв. ред.) и др. ДИЕ РАН, № 245, М., 2009 г.
    6.Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит. М., 1995. С. 148-153.
    7.Шпэт Л. Промышленная политика – соблазн, перед которым невозможно устоять. Политэконом. 1996. № 4. С. 32, 34.