Повышение экономической эффективности экологической безопасности транспортной системы
Аннотация
В статье предложен организационный механизм повышения экономической эффективности экологической безопасности транспортной системы.
Ключевые слова: экономическая эффективность, экологическая безопасность, транспортный комплекс, эффективная система08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
В сложившейся экономической системе транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни людей. Транспорт – барометр экономики. Без решения проблем в транспортной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом.
В современных условиях транспорт становится все более важной составляющей в жизни людей. В частности, он рассматривается не только как отрасль для перевозки грузов и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
разработанная Транспортная стратегия Российской Федерации главный акцент сделала на технологический прорыв и инновационный путь развития транспортной отрасли.
Стратегия развития транспортного комплекса Ставропольского края до 2030 года разработана на основе целей и задач Транспортной стратегии России с учётом реализации мероприятий действующих федеральных программ в сфере развития отраслей транспортного комплекса России. Вместе с тем она детализирует и конкретизирует с учётом местной специфики основные направления развития транспортного комплекса Ставропольского края.
В Транспортной стратегии поставлена цель обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Предполагается закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне, плюс использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на социальные перевозки. При этом нужно обеспечить открытый доступ предпринимательства к возможности предоставления транспортных услуг населению.
необходима также разработка эффективной многоуровневой системы обеспечения безопасности на транспорте. Помимо мероприятий прямого обеспечения безопасности, огромное значение имеет развитие эффективных систем надзора. Важную роль должны сыграть развитие систем профессионального допуска к транспортной деятельности, обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.
Также предусмотрен ввод в действие новых механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива и снижение энергоёмкости до уровня показателей передовых стран.
Основными стратегическими приоритетами развития транспортной системы Ставропольского края на период до 2030 года являются:
1. Безопасность – обеспечение безопасности перевозки пассажиров; снижение смертности, обусловленной ДТП; сокращение количества повреждений транспорта.
2. Мобильность – улучшение технического состояния транспортной системы; сокращение времени пребывания в пути; повышение надежности и своевременности доставки пассажиров и грузов; повышение степени доступности транспортной системы для индивидуального пользователя; сокращение затрат для пользователей транспортными услугами.
3. Экономический рост – обеспечение роста индекса потребительских цен на транспортные услуги ниже уровня роста ВВП; повышение конкурентоспособности в сфере внутрикраевых, межсубъектных и международных перевозок товаров и услуг; привлечение высококвалифицированных специалистов в транспортную отрасль края; расширение возможности участия в перевозках предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей.
4. Защита социальной и природной среды – сокращение отрицательного воздействия транспорта на экологическую систему и природную среду; снижение отрицательного воздействия транспорта на организм человека.
Применительно к автомобильному транспорту основные стратегические задачи конкретизируются следующим образом:
– максимальное использование преимуществ автомобильного транспорта в организации перевозок «от двери до двери», ускорении товародвижения, а также повышении мобильности населения;
– регулирование процесса автомобилизации и снижение его негативных последствий прежде всего в крупных городах;
– применение современных технических средств и технологий организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками в крупных городах и на автомобильных магистралях;
– рассмотрение возможностей использования в крупных городах альтернативных видов транспорта: электромобилей, монорельсового, струнного и пр., учитывая наличие исследовательских работ в этой области;
– повышение уровня безопасности дорожного движения на основе роста эффективности контрольно-надзорной деятельности по выявлению нарушений ПДД;
– комплексное опережающее развитие систем общественного пассажирского транспорта как альтернативы росту числа личных автомобилей;
– развитие технологий интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в сфере организации автомобильных перевозок, управления дорожным движением, транспортного сервиса и безопасности дорожного движения;
– экономическое стимулирование приоритетного использования в городах транспортной техники с улучшенными экологическими показателями, в т.ч. реализация пилотных проектов использования природного газа и других альтернативных видов топлива на городском общественном транспорте и регулярных грузовых перевозках в черте города;
– применение системы административных и экономических мер для ограничения использования личного автотранспорта в наиболее загруженных зонах городских территорий, развитие платных парковок и автостоянок;
– формирование нормативно-правовой базы для создания благоприятных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных перевозок;
– государственная поддержка автотранспортных предприятий путём субсидирования части процентной ставки по привлеченным кредитам на обновление парка подвижного состава;
– замена на междугородных маршрутах автобусов малой вместимости (типа «газель») на более вместительные и комфортабельные;
– создание центров логистики в крупных грузообразующих узлах;
– создание радионавигационной системы диспетчерского руководства пассажирскими перевозками с использованием технологии спутниковой навигации;
– территориальное размещение и развитие грузоперерабатывающих и накопительных терминалов;
– формирование сети транспортно-экспедиторских компаний и других предприятий транспортного сервиса.
Развитие транспортного комплекса Ставропольского края в рассматриваемом периоде будет осуществляться в условиях динамично меняющихся локальных приоритетов и целей. Исходя из различных временных задач развития, реализация Стратегии разделена на три этапа, различающиеся по условиям, приоритетам и направлениям деятельности.
Первый этап (2009-2012 годы) – предусматривается создание нормативной законодательной базы для опережающего развития транспортного комплекса края, осуществление модернизации технической и технологической базы отрасли транспорта, запуск важнейших высокотехнологичных и инфраструктурных проектов, направленных на устранение разрывов и «узких» мест.
Второй этап (2013-2020 годы) – переход транспортно-дорожного комплекса на новую технологическую и инфраструктурную базу, основанную на передовых мировых и перспективных отечественных разработках в области пассажирских и грузовых перевозок, устранение инфраструктурных ограничений и формирование региональных зон опережающего развития.
Третий этап (2021-2030 годы) – закрепление лидирующих конкурентных позиций транспортного комплекса края на отечественном рынке транспортных услуг, совершенствование инновационной модели развития отрасли и формирование конкурентных условий для успешной деятельности транспортного комплекса на федеральном рынке транспортных услуг.
Одним из главных условий эффективности развития транспортного комплекса Ставропольского края за указанный период являются повышение технического уровня транспортной инфраструктуры и подвижного состава, а также применение альтернативных видов моторного топлива. [1].
в настоящее время создается система сертификации автотранспорта, и экологические нормативы являются важным элементом создаваемой нормативной базы. Действующие стандарты на токсичность и дымностъ отработанных газов предъявляют достаточно жесткие требования к экологическим параметрам автомобильной техники [2].
Стандартизация на автомобильном и городском пассажирском транспорте должна способствовать обеспечению:
-безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
-безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-рационального использования ресурсов.
По нашему мнению можно выделить следующие природоохранные мероприятия, проведение которых, необходимы в автотранспортной системе города Ставрополя:
- использование бензина лучшего качества (неэтилированного);
- установка оборудования для нейтрализации отработавших газов автомобилей (прежде всего на автобусы);
- инструментальный контроль токсичности отработавших газов автотранспортных средств, в первую очередь автобусного парка;
- ликвидация загромождения площадей стихийными автостоянками;
- предотвращение выбросов и утечек топлива и смазочных материалов па предприятиях автотранспортной инфраструктуры (гаражи, заправочные станции, станции техобслуживания);
- жесткий контроль технического состояния автотранспортных средств, находящихся в муниципальной и частной собственности;
- непрерывное движение транзитов по объездным дорогам;
- квалифицированное использование качественных автомобильных масел;
- вторичная переработка смазочных материалов;
- создание санитарно-защитных зон;
- рациональная организация дорожного движения;
- систематический ремонт дорожного покрытия;
- замена традиционных видов топлива альтернативными;
Новые модели современных легковых автомобилей проектируются и выпускаются с учетом экологических требований к материалам и компонентам, используемым для производства.
При разработке стратегии борьбы с загрязнением существует множество противоречивых экономических интересов, которые сталкиваясь, часто тормозят прогресс. По нашему мнению необходимо определить экономическую обоснованность предлагаемых проектов или мероприятий [3, 4].
Для того чтобы решить, стоит ли осуществлять данный проект, часто применяют затратно-прибыльный анализ. Проводя его, сравнивают предполагаемые затраты с ожидаемой прибылью. Это сравнение обычно называют отношением прибыли к затратам. Положительное отношение означает, что прибыль превосходит затраты, т. е. проект экономически эффективен, его осуществление экономически рентабельно. Если затраты превосходят прибыль, логично поискать иное решение.
В случае борьбы с загрязнением затраты включают в себя расходы на закупку, установку, работу и ремонт очистных сооружений и/или на внедрение стратегий контроля. Даже запрещение опасной и вредной продукции стоит денег, так как люди теряют работу, нужна новая технология, может потребоваться замена оборудования. В некоторых случаях борьба с загрязнителем приводит к открытию более дешевого заменителя. Однако это случается довольно редко. В большинстве случаев борьба с загрязнением требует дополнительных затрат. Более того, обычно они возрастают экспоненциально при линейном увеличении степени очистки. Значит, небольшого сокращения уровня загрязнения можно достигнуть с помощью нескольких относительно недорогих мероприятий. Дальнейшее сокращение требует все более дорогостоящих мер, а полное сокращение, по-видимому, недостижимо при любых затратах.
С другой стороны, прибыль означает улучшение здоровья людей, снижение скорости коррозии и старения материалов и/или восстановление рекреационной ценности загрязненного района. Денежное выражение рассчитывают, оценивая сокращение затрат на здравоохранение, ремонт и/или замену оборудования, экономическую выгоду от возросших возможностей использования территории.
Отношение между процентом сокращения загрязнения и размером прибыли очень сильно отличается от его отношения к затратам. Значительная прибыль часто достижима при умеренной степени очистки. Но когда она приближается к 100%, дополнительной прибыли может вообще не быть. Это объясняется тем, что организм способен выносить определенный уровень загрязнения без ущерба для себя. Только когда содержание загрязнителя превосходит «определенный уровень», он приносит вред, который затем может быстро увеличиваться. И напротив, падение содержания загрязнителя ниже порогового уровня не принесет заметного улучшения.
Очевидно, что прибыль превосходит затраты при умеренной степени очистки. А когда степень очистки стремится к 100%, затраты превосходят прибыль. удаление более 90% загрязнителя может повлечь за собой астрономические затраты без дополнительных выгод. С этой точки зрения разумнее употребить деньги и силы на другие проекты, которые позволяют извлечь большие прибыли при тех же затратах. Оптимальная экономическая эффективность достигается тогда, когда кривая прибыли проходит выше всего над кривой расходов.
В большинстве случаев технологии и/или стратегии борьбы с загрязнением известны и осуществимы. Таким образом, затраты на оборудование и его эксплуатацию можно оценить достаточно объективно.
борьба с загрязнением увеличивает занятость населения, следовательно, способствует экономическому процветанию страны, а это можно считать и сокращением расходов, и получением прибыли одновременно. Обычно меры по борьбе с загрязнением требуют больше затрат вначале, а по прошествии времени все меньше и меньше. Значение этого обстоятельства становится очевидным, если учитывать период времени, за который сравниваются расходы и прибыль.
Хотя на первых этапах борьбы расходы велики, а прибыль незначительна или совсем отсутствует, с течением времени затраты становятся умеренными, а прибыль увеличивается и накапливается. Следовательно, превзойдет она затраты или наоборот, зависит от того, долгий или короткий период рассматривается. Ситуация, которая кажется экономически невыгодной в ближайшее время, может оказаться высокорентабельной в дальнейшем. Если опоздать с принятием мер, последствия затронут обширные географические пространства и многие миллионы людей; кроме того, они могут оказаться необратимыми.
Значительные материальные затраты на создание экологически чистых машин определяются давлением государственных законов. Косвенно эти законы коснулись и Россию - к нам хлынул поток зарубежных автомобилей, которые в развитых странах были признаны экологически не безопасными, тем самым, пополнив отечественный автопарк автомобилей, наносящих колоссальный ущерб экологии наших городов. производимые в России автомобили отстают на 8-10 лет по всем показателям (в том числе и по экологии) от автомобилей, выпускаемых в настоящее время в промышленно развитых странах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Транспорт и связь в Ставропольском крае.2005:Стат.сборник/ Территориальный орган РОССТАТА по Ставропольскому краю. – С., 2005.
2. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. - М.: Экономика, 1986.
3. Кириллов Н.Г. Индивидуальные и гаражные заправочные станции СПГ /Н.Г Кириллов // Газовая промышленность. М., 2001, № 9.
4. Кисляков, В.М. Математическое моделирование и оценка условий движения автомобилей и пешеходов / В.М. Кисляков, В.В. Филиппов, И.А. Школяренко. - М.: Транспорт, 1979.