Особенности взаимодействия концепции «логистики» и «управления цепями поставок» в строительстве
Аннотация
Рассматривается основное содержание и функциональные области управления капитального строительства, интеграция и координация управление цепями поставок , традиционные концепции межфирменной кооперации
Ключевые слова: физической реализации материальных потоков, Управление цепями поставок.
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Целью любого бизнеса является повышение прибыли и обеспечение долгосрочной конкурентоспособности. Для этого предприятие должно эффективно управлять финансовыми, материальными и информационными потоками. Логистика, начавшаяся с технической реализации транспортных и складских операций, развилась к настоящему времени до интегрированной функции управления предприятием и является одним из важнейших элементов бизнеса современных предприятий.
Экономика строительного предприятия и его организационная структура рассматривается через призму основных функциональных областей управления: маркетинг, разработка продукции, закупки, складирование, производство, сбыт, управленческий учет, финансы и бухгалтерия. Сегодня рыночные тенденции перестраивают экономику строительства предприятия.
Функциональные области управления капитального строительства можно агрегировать в четыре блока:
-
управление финансами,
-
управление жизненным циклом,
-
управлением логистикой,
-
управление цепями поставок.
Управление жизненным цикломобъединяет в себе все стадии разработки, изготовления и использования продукта. На долю управления жизненным циклом приходится около 25% успеха бизнеса.
Управление финансами интегрирует в себе функции управленческого учета и управления финансовыми потоками, его доля в общем успехе бизнеса составляет около 35%.
Управление логистикой отвечает за физическую реализацию преобразования материальных потоков на отдельных (локальных) участках цепи создания добавленной стоимости. Эффективность или неэффективность логистики может определять около 10% успеха бизнеса[1].
Управление цепями поставок отвечает за балансирование потребностей и поставок интегрировано по всей цепи создания добавленной стоимости и определяет около 30% успеха бизнеса.
«В современной экономике капитального строительства, продукт нужно не просто произвести, но и продать (т.е. произвести продукт с учетом потребностей рынка). Помимо этого, желательно произвести строительный продукт с минимальными затратами ресурсов вцепи поставок. А для этого необходимо, с одной стороны, оптимизировать собственно производственные и логистические процессы, а с другой стороны – обеспечить поддержание постоянного баланса между потребностями и поставками, что реализуется на основе интеграции и балансирования локальных процессов по всей протяженности цепи создания добавленной стоимости»[2].
Как показывает практика, именно этот второй аспект – оптимизация связей между производственными и логистическими процессами – является наиболее критичным относительно возможностей оптимизации бизнеса. Именно этот аспект и есть основной предмет управления цепями поставок.
Новый виток развитию управления цепями поставок придали корпоративные информационные системы, а позже и Интернет-технологии, позволившие существенно повысить эффективность координации процессов в цепи поставок. Информационные технологии явились, с одной стороны, средой обеспечения и повышения эффективности цепи поставок, а с другой стороны – мощным инструментом развития новых концепций управления цепями поставок в строительстве.
С помощью информационных технологий появилась возможность реализовать одну из основных идей управления цепями поставок – информационную координацию и синхронизацию спроса и поставок. Именно интеграция и координация принципиально отличает управление цепями поставок от традиционных концепций межфирменной кооперации. В настоящее время управление цепями поставок развивается стремительно и приобретает все большую значимость для строительных организаций. Практика управления цепями поставок доказала эффективность построения и анализа бизнеса исходя из интегрированного рассмотрения всех участков и элементов процесса создания стоимости строительного продукта, а не только затрат и прибыли строительных организаций без учета влияния на них межорганизационных связей с поставщиками и отношений с заказчиками.
В настоящее время в управлении цепями поставок уже явно обозначился переход от простой информационной координации и операционной кооперации к целостному взаимодействию в цепях поставок, что приводит к пониманию управления цепями поставок как концепции управления бизнесом.
В России и за рубежом управление цепями поставок рассматривается с трех основных понятий:
-
как бизнес-концепция,
-
как самостоятельное научное направление и
-
как среда информационного взаимодействия предприятий.
Бизнес-процессы и информационные технологии, на практике теснейшим образом связанные друг с другом, рассматриваются во многом обособленно друг от друга. Это же касается и вопросов моделирования и оптимизации цепей поставок. Установление взаимосвязей между этими тремя направлениями – бизнес-концепция, информационные технологии и моделирование цепей поставок является в настоящее время одной из важнейших задач.
Сегодня, существуют четыре основные точки зрения на взаимосвязь логистики и управления цепями поставок:
-
логистика как часть управления цепями поставок;
-
управление цепями поставок как часть логистики;
-
управление цепями поставок вместо логистики;
-
логистика и управление цепями поставок как две независимые дисциплины, имеющие некоторые точки пересечения.
«Если суммировать все многообразие мнений по поводу связи логистики и управления цепями поставок, можно прийти к следующему заключению: логистика ориентирована, главным образом, на локальные функции реализации физического потока преобразования материалов, в то время как управление цепями поставок ориентированно на всю цепь создания добавленной стоимости и оптимизацию связей между этими локальными функциями как внутри предприятий и организаций, так и на межорганизациономуровне»[3].
Логистика тяготеет к уровню физической реализации материальных потоков, а управление цепями поставок – к управленческому уровню (информационные и финансовые потоки).Иными словами, логистика обеспечивает реализацию правила «7П» (Правильный товар, в Правильное место, в Правильное место, в Правильном количестве, с Правильным качеством, в Правильной упаковке, с Правильными затратами) на локальных участках цепи создания стоимости, а управление цепями поставок балансирует поставки по всей протяженности цепи создания стоимости для полного удовлетворения потребностей клиентов.
Примерами задач, решаемых в логистике, могут служить управление внутрискладскими операциями, оптимизация транспортных маршрутов, расчет оптимального размера партии закупок (EOQ), оптимизация запасов материалов, проектирование подъемно-транспортных систем и систем перегрузки при интермодальных перевозках. Примерами задач управления цепями поставок могут являться формирование сети дистрибуции, производства и поставок, прогнозирование спросов и поставок, интеграция и координация поставок, управление отношениями с поставщиками и клиентами, управление запасами в цепи поставок, интеграция процессов изготовления продукции, поставок и общего цикла выполнения заказа, анализ поставок и контроллинг.
«Управление цепями поставок» является целостной концепции ведения бизнеса, объединяющей всебе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий. «Управление цепями поставок» тесным образом связано со стратегией строительного производства, функциями стратегического менеджмента, конкурентной и маркетинговой стратегией строительной организации.
Помимо кооперации, другим важнейшим элементом управления цепями поставок является координация. Основой эффективной координации является информационные технологии, которые также весьма разнообразны и выполняют различные функции: планирование цепей поставок, мониторинг цепей поставок, протоколы стыковки данных различных информационных систем, системы радиочастотной идентификации и отслеживания поставок в режиме реального времени.
В настоящее время фокус управления цепями поставок перемещается,в первую очередь, в управленческую плоскость, относительно функций организации, планирования, анализа, контроля и регулирования цепей поставок. Эти функции реализуются на стратегическом, процессном и операционном уровнях.
Для реализации этих управленческих функций необходимы определенные технологии, в первую очередь, инженерные и информационные (а также ряд других технологий, в частности, правовых). С другой стороны, именно уровень развития технологической инфраструктуры во многом определяет возможности реализации и пути развития управленческих концепций.
Таким образом, эффективное управление цепями поставок должно основываться на комплексном рассмотрении экономических, инженерных, информационных и правовых дисциплин.
Управление цепями поставок является частью логистики, логистика же, в свою очередь, является частью управления цепями поставок. Другими элементами управления цепями поставок являются производственный менеджмент, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, управление качеством, маркетинг, информационные технологии, организация предприятия, инженерные дисциплины.
Литература
-
Иванов Д.А. Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009.
-
Литвина Д.Б., Тамбовцев С.Н., Шумейко М.В. Логистические издержки. Ростов-на-Дону. Ростовский государственный строительный университет, 2000.
-
Теренина И.В. Инновационная логистика в строительном комплексе России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.