Повышение эффективности системы двухэтапной транспортировки: на примере управления твердыми муниципальными отходами
Аннотация
Представлена модель повышения эффективности сформированной системы перевозки муниципальных отходов. Обоснована необходимость в проведении моделирования и мероприятий, связанных с перестройкой системы, из-за возможного увеличения суммарных расходов при смещении позиций перегрузочных станций относительно оптимальных точек в силу местных условий территории муниципального образования.
Ключевые слова: твердые муниципальные отходы, технологический процесс перевозки, двухэтапное транспортирование
Основной функцией мусороперегрузочной станции (далее МПС) является обеспечение смешанного автомобильного сообщения. МПС, как элемент транспортно-логистической системы перемещения ТМО, является промежуточным пунктом в логистическом канале продвижения потоков ТМО от пунктов зарождения/сбора (мусоросборные площадки) до пунктов поглощения/ликвидации (мусороперерабатывающие предприятия, пункты приема вторсырья, полигоны захоронения ТБО, свалки) потоков [1]. Поэтому вышеуказанные пункты, как элементы транспортно-логистической системы перемещения ТМО, должны быть включены в общую процедуру формирования этой системы исходя из принципов «интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему, обеспечения эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования всех элементов логистической системы» [2].
Согласно материалам проекта Европейского Сообщества INTERREG IIIA (International Regeneration) самую существенную долю в общей структуре затрат на удаление отходов составляют транспортные затраты и составляют от 20 до 35% от общих расходов на обращение [3].
Повышение экономической эффективности системы двухэтапного транспортирования ТМО (далее ДЭТ) предлагается осуществлять путем пошагового добавления или вычитания перегрузочных станций до нахождения варианта с минимальным значением целевой функции. Добавление МПС осуществляется методом простого перебора поиска экстремума целевой функции [4], вычитание – методом полного перебора всех возможных сочетаний при поиске экстремума целевой функции.
В связи со сложностью задачи алгоритм повышения эффективности системы предлагается описать словесно-формульным способом [5].
Описание алгоритма:
А) Добавление МПС
При добавлении МПС систему с одной новой МПС будем называть «после добавления МПС», а систему, сформированную на предыдущем шаге – «до добавления МПС».
1. Выполняется расчет затрат в системе «до добавления МПС».
Целевая функция задачи:
(1)
ограничения:
(2)
2. Добавляется одна МПС. Эта МПС будет иметь номер d. Параметры объемов перевозок ТМО между соответствующими пунктами – Qida, Qdkb (м3/мес.). Аналогично:
; (3)
; (4)
где Xd, Yd – координаты МПС;
Необходимо определить координаты d-й МПС при условии минимума суммарных затрат на продвижение потоков ТМО.
Целевая функция такой задачи записывается в виде [6]:
(5)
при ограничениях
(6)
Задача (5)–(6) может быть решена численно для каждого значения m.
3. Сравниваются затраты в системах «до добавления МПС» (C’m ) и «после добавления МПС» (Cm + 1). Если C’m не больше чем Cm + 1, то осуществляется переход к вычитанию МПС из системы (шаги 8–12).
4. Иначе производится корректировка местоположения d-й МПС по методике блока № 2.
5. В (1), (2) вычисляются затраты C’m + 1 в системе «после добавления МПС».
6. Сравниваются затраты в системах «до добавления МПС» (C’m) и «после добавления МПС» (C’m + 1). Если затраты C’m не больше затрат C’m + 1, то значению затрат C’m присваивается значение затрат C’m + 1. В систему вновь добавляется одна станция и процедура проходит новый цикл (1)–(6).
7. Иначе вариант системы «до добавления МПС» объявляется оптимальным, C* = C’m, m* = m
Примечание: если принято решение о добавлении станции, то пропускная способность станций в уже сформированной системе (после реализации второго блока) должна быть уменьшена на величину разности пропускных способностей «до добавления МПС» и «после добавления МПС» ΔWjd:
ΔWjd = Wj – Wj(1), (7)
где Wj – пропускная способность j-й МПС «до добавления МПС», j = 1, …, m; – пропускная способность j-й МПС «после добавления МПС», j = 1, …, m.
Вычитание МПС.
При вычитании МПС систему без одной МПС будем называть «после вычитания МПС», а систему на предыдущем шаге – «до вычитания МПС».
8. Из системы вычитается одна МПС и вычисляются затраты Cme (e – номер МПС, которая вычитается из системы, e = 1, …, m) всех возможных сочетаний МПС в наборе из m – 1, выбранного из m МПС.
Целевая функция задачи записывается в виде:
(8)
при ограничениях
(9)
Примечания:
а) задача (8), (9) может быть решена численно для каждого значения m;
б) значения расстояний , определяются по фактической дорожной сети;
в) из всех значений модели (8), (9), рассчитанной по всем возможным сочетаниям «после вычитания МПС», выбирается самое минимальное. Это значение будет опорным для последующих шагов вычисления алгоритма
9. Сравниваются затраты в системах «до вычитания МПС» (C’m) и «после вычитания МПС» (Cme). Если C’m не больше Cme, то система «до вычитания МПС» объявляется оптимальной. C* = C’m, m* = m.
10. Иначе вычисляются разности пропускных способностей каждой перегрузочной станции сети ΔWj0, j = 1, …, m, j ≠ e. От пропускной способности j-й станции «после вычитания МПС» вычитается пропускная способность j-й станции «до вычитания МПС»:
ΔWj0 = Wj(2) – Wj; (10)
где Wj(2) – пропускная способность j-й МПС «после вычитания МПС», j = 1, …, m, j ≠ e; Wj – пропускная способность j-й МПС «до вычитания МПС», j = 1, …, m.
11. Если есть возможность увеличить производительность каждой перегрузочной станции на величину ΔWj0 соответственно, то значению затрат в системе «до вычитания МПС» (C’m) присваивается значение затрат «после вычитания МПС» (Cme), из сети отнимается одна МПС и процедура проходит новый цикл (8)–(11).
12. Иначе сеть «до вычитания МПС» объявляется оптимальной. C* = C’m, m* = m.
Система двухэтапного транспортирования является одним из звеньев процесса повышения эффективности ликвидации твердых муниципальных отходов, управление которыми остается злободневной проблемой муниципальных хозяйств. Элементами данной системы являются: пункты сбора, пункты ликвидации, специализированные транспортные средства и потоки отходов, а самыми основными элементами, без которых невозможного организовать двухэтапный процесс транспортирования отходов – пункты перегрузки твердых муниципальных отходов с одного подвижного состава на другой (МПС).
Разработана модель повышения эффективности сформированной системы. Необходимость в проведении моделирования и мероприятий, связанных с перестройкой системы, связана с возможным увеличением суммарных расходов при смещении позиций перегрузочных станций относительно оптимальных точек в силу местных условий территории муниципального образования.
Литература
-
Кочерга В. Г., Поздняков М. Н. Современные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения // Транспорт Российской Федерации//СПб. - №1, 2011. – с. 28-33.
-
Транспортная логистика / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 512 с.
-
Управление твердыми бытовыми отходами. Проект Европейского Сообщества INTERREG IIIA «Кооперация в совместном создании системы управления отходами в Псковской области», 2008.
-
Гайдаев В. С., Семчугова Е.Ю. Логистическая оценка доступности объектов для маломобильных групп населения / Вестник Тихоокеанского государственного университета. – № 1 (24). – 2012. – С 83-90.
-
Семчугова Е. Ю., Солонская И.Г., Гайдаев В.С Логистическое обеспечение транспортной подвижности пассажиров с ограниченными возможностями здоровья // Известия Ростовского государственного строительного университета. – №14. – Ростов н/Д: Рост. гос. стоит. ун-т, 2010. – С 75-83.
-
Кочерга В. Г., Семчугова Е. Ю., Гайдаев В. С. Логистическая система управления транспортным обеспечением маломобильных групп населения / Безопасность движения в олимпийском Сочи: Материалы Российско-Германской научно-практической конференции в рамках программы «Российско-Германский Год Науки» // Сочинский филиал МАДИ. – Сочи, 2011. – С 54-56.