Использование непрерывного вейвлет преобразования для анализа токового сигнала при диагностировании дефектов в червячной передаче
Аннотация
Приводится экспериментальное исследование частотных составляющих токовых сигналов, снятых с электродвигателя экспериментальной установки с внесенным дефектом в червячную передачу. Указываются ограничения Фурье – преобразования, которые не позволяют точно определить место дефекта. Приводятся результаты анализа токового сигнала при помощи непрерывного вейвлет - преобразования.
Ключевые слова: диагностика,электроприводное оборудование, вейвлет - преобразование, Фурье – преобразование.05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
На сегодняшний день широкое распространение получили методы диагностирования электромеханического оборудования с использованием токового сигнала, который регистрируется со статорных обмоток электродвигателя при работе привода. Мобильность данного подхода и относительная оперативность, выдаваемых им результатов контроля позволяют производить измерения дистанционно, вдали от исследуемого оборудования, когда доступ к объекту контроля затруднен или невозможен, например, ввиду наличия высокой температуры.
Спектральный анализ сигналов - наиболее распространённый способ анализа сигналов. В подавляющем большинстве случаев используется преобразование Фурье (или его развитие - оконное преобразование Фурье) для получения спектра частот сигнала [1, 2]. Следует отметить, что практическое применение методов спектрального анализа с использованием преобразования Фурье не эффективно для нестационарных сигналов. Данные трудности могут быть преодолены за счет использования свойства локальности непрерывного вейвлет-преобразования, что позволяет анализировать и обрабатывать нестационарные (во времени) или неоднородные (в пространстве) сигналы [3, 4].
В статье [5] показано, что при помощи непрерывного вейвлет - преобразования (НВП) можно производить анализ частотных составляющих токового сигнала. Так же в ней указывается, каким образом может быть использовано НВП при ограничениях накладываемых дискретностью токового сигнала.
Экспериментальная оценка метода диагностирования с использованием НВП была выполнена на испытательной установке, показанной на рис. 1.
|
Установка представляет собой станину, на которой смонтированы червячный редуктор, электромагнитный тормоз (ЭТ), приводной электродвигатель и пульт управления. |
|
уменьшения толщины зуба червячного колеса посредством его периодического механического стачивания. Для каждого опыта производилась запись токового сигнала при различных вариантах нагрузок создаваемых ЭТ: отсутствие, половина максимальной, максимальная. |
||
Рис.2 Внешний вид червячного колеса |
Рис.3 Внешний вид подпиленной контактной поверхности зуба червячного колеса |
Рассмотрим пример использования предлагаемой методики определения технического состояния для опыта, при создаваемой ЭТ максимальной нагрузке, когда толщина зуба червячного колеса была уменьшена на 1,2 мм и составила 3,6мм. Токовый сигнал, записанный для этого опыта, показан на рисунке 4.
Рис. 4 Токовый сигнал
Как видно из рисунка, с периодичностью равной одному обороту червячного колеса, в токовом сигнале появляются возмущения. То есть, в результате уменьшения толщины зуба червячного колеса и деградации червячной пары, вместо процессов трения при скольжении витка червяка по зубу червячного колеса, стали происходить динамические удары (входа и выхода из зацепления дефектного зуба).
Воспользовавшись записанным токовым сигналом, построим его Фурье – спектр (рис. 5) и вейвлет - спектр (рис. 6).
Рис. 5 Фурье – спектр токового сигнала
В результате появления данного дефекта, в спектре, построенном при помощи преобразования - Фурье (рис. 5), происходит «размытие» частотных составляющих и сделать однозначный вывод о виде дефекта не представляется возможным.
По записанному токовому сигналу (рис. 4), после удаления сетевой составляющей, построен его вейвлет - спектр (рис. 6). В полученном вейвлет - спектре обнаружены характерные участки, один из которых отображен на рисунке 7.
Рис.6 Вейвлет - спектр на интервале 2.5 секунд
Рис.7 Вейвлет - спектр участка от 0.85 до 1.9 секунд
В полосе 1 вейвлет коэффициентов (рис. 7), наблюдаются нестационарности (в интервале от 1,3 до 1,5 секунд), в связи с изменением условия контакта поверхности зуба червячного колеса и червяка. Цифрами 2,3 – отмечены полосы частот отражающие процессы взаимодействия деталей в подшипниках, 4 – колебание появившиеся в результате удара.
С помощью НВП можно производить мониторинг изменения частотных составляющих, путем анализа восстановленного сигнала по определенной полосе вейвлет коэффициентов.
В результате проведенных экспериментов в токовом сигнале однозначно определены частоты, характерные для дефекта зуба червячной передачи. С помощью непрерывного вейвлет - преобразования появилась возможность не только контролировать амплитуду частотных составляющих токового сигнала, но и так же осуществлять мониторинг их изменения. Применение метода на практике подтвердило его хорошую чувствительность к определению дефектов при наличии нестационарностей, возникающих при дефектах элементов электромеханического оборудования.
Литература:
-
1.Петухов, В. Диагностика состояния электродвигателей. Метод спектрального анализа потребляемого тока [Текст] / В. Петухов, В. Соколов: Новости электротехники. — № 1, 2005 — С.21-32.
2.Сиротин Д.В. Использование параметров токового сигнала электродвигателя для оценки технического состояния электромеханического оборудования [Текст] / Д. Сиротин: Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки, 2006 г. – С.57-62.
3.Смоленцев Н.К. Основы теории вейвлетов. Вейвлеты в MATLAB [Текст] / Н.К. Смоленцев: — М.: ДМК Пресс, 2005. — 304 с.
4.Астафьев Н.М. Вейвлет-анализ: основы теории и примеры применения [Текст] / Н.М. Астафьев: Успехи физ. наук. — М., 1996. Т. 166, № 11. — С.1145-1170
5. П.В. Синельщиков. Использование непрерывного вейвлет преобразования для диагностирования электроприводной арматуры [Электронный источник] // Синельщиков П.В., Новожилов А.С. — http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/109/