×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Развитие стратегии управления регионом: концептуальный подход

Аннотация

Н.М. Ульяницкая

Сформулированы направления развития стратегии управления регионом.Дана характеристика концептуального подхода и проведен анализ проблем стратегического управления экономикой на региональном уровне . Рассмотрены вопросы оценки потенциала региона как пространственной системы.Определен механизм развития региональной стратегии с учетом методов и инструментария реализации.
Ключевые слова : анализ проблем , концептуальный подход , потенциал региона, атрибуты стратегии развития

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Современная концепция управления региональными экономическими системами-это концепция стратегического управления , которая возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды и обострения конкурентной борьбы . Традиционно стратегии управление рассматривают применительно к коммерческим субъектам , однако реалии настоящего времени показывают , что ни один регион не может развиваться без собственной стратегии . Развитие и реализация стратегии управления может значительно повысить уровень развития региона , обеспечить его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность .     
Концептуальный подход к развитию стратегии управления регионами является актуальным и своевременным, так как способствует разработке научно обоснованных и эффективных мер по долгосрочному социально-экономическому развитию регионов страны с учетом особенностей  территорий.
Анализ проблем стратегии управления экономикой на региональном уровне в трудах [1,2] и рассмотрение вопросов формирования и реализации системности в государственном управлении регионами в работах[3,4] показал на необходимость расширения теоретической базы развития регионов с учетом перехода к социально ориентированной экономике  . Развитие стратегии управления регионом требует дополнения его элементного состава , в том числе методами и инструментами проектного подхода применительно к региональным хозяйственным системам .
Несмотря на значительные результаты в области модернизации региональных экономик, все еще остается значительным ряд неизученных вопросов, что сдерживает полномасштабное и рациональное преобразование территориально-отраслевых отношений на региональном уровне и что связано с недостаточностью разработки  механизма формирования, координации и реализации региональной стратегии. Наблюдается также противоречивость концептуальных подходов к регулированию экономики региона.
Рассматривая концептуальные основы долгосрочного развития субъектов РФ, следует учитывать применительно к проблематике стратегии управления регионами  уровни их развития и пространственные аспекты . Так под концепцией понимается система ключевых положений (концептуальных основ), определяющих подходы к долгосрочному социально-экономическому развитию региона, а так же основные механизмы реализации заданных стратегических установок. Данное определение обуславливает структуру разработки региональной стратегии, включающей анализ оценки и диагностики текущей ситуации; определение наиболее эффективного направления развития региона ; детализацию и конкретизацию цели выбранной стратегии социально-экономического развития региона с учетом императивов и приоритетов, составления конкретных планов и механизмов ее реализации.
Комплексный анализ потенциала, пропорций, противоречий между потребностями и производством, сложившихся тенденций и вектора изменения региона под влиянием значимых факторов его внутренней и внешней среды является важным компонентом развития стратегии управления . Применительно к основным условиям, ресурсам и факторам регионального развития эффективно использование  принципов  структурно-функционального моделирования экономических систем с выделением способов инвестирования , конечных результатов и эффектов; экономических и правовых механизмов регулирования ; ресурсов по источникам и видам; значимых внутренних и внешних экономических и социальных процессов с выделением тенденций и противоречий. Это позволит выявить комплекс негативных природных, технических, экономических и социальных ограничений и ликвидировать их путем разработки и реализации мер долгосрочной региональной политики модернизации экономики и решения актуальных задач социальной направленности .
Исходя из стратегии развития региона как системы ключевых положений, определяющих концептуальные подходы к долгосрочному социально-экономическому развитию региона и основные механизмы их реализации,  следует предусматривать осуществление этапов и работ, ориентированных на анализ текущей ситуации и определение наиболее эффективного прогнозного направления развития региона , используя системный подход, который позволяет рассматривать регион как систему с установленными целями функционирования и организованную в виде целостной совокупности взаимодействующих элементов. Далее выполняются этапы  , в которых работы перемещается от общих установок дескриптивного характера к действиям по уточнению прикладных атрибутов реализации стратегии социально-экономического развития региона: целей, ориентиров, механизмов реализации стратегии, планов действий государственных органов , диагностики и коррекции концепции.
Регион является единой пространственной и  социоприродохозяйственной системой со сложной структурой, свойства которой могут быть выражены через региональный потенциал как совокупность выявленных и ожидаемых характеристик основных элементов региональной системы, определяющих ее устойчивое функционирование и перспективное развитие.
Региональный потенциал выступают в роли отражения того или иного элемента региональной системы, причем соблюдение системных принципов способствует проведению комплексного анализа политических, экономических, социальных и других наиболее значимых переменных ее долгосрочного развития. Однако, потенциальные свойства могут быть нейтрализованы менее благоприятными, ограничительными факторами региональной системы или внешнего окружения.
В целях развития стратегии управления  необходим комплексный анализ, позволяющий раскрыть и оценить не только положительные потенциальные  возможности и особенности региона, но и другие значимые факторы его внутренней и внешней среды.
В этом случае функция взаимосвязи факторов анализа и оценки региональной системы включает следующие элементы: доходы; результаты реализации стратегии; нормативно-правовые факторы регулирования; ресурсы;   региональные экономические и социальные процессы ; внешняя среда.
С учетом определенных достоинств и положительных тенденций внутренних и внешних факторов развития региона при  обнаружении существующих негативных ограничений необходима разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер региональной политики по модернизации экономики и решению задач социальной направленности.
Для развития стратегии управления  вводится согласование региональных целей с основными субъектами регионального политического и экономического пространства, что в свою очередь позволяет консолидировать территориальное сообщество, развивает доверие и партнерские отношения между властью, бизнесом и населением. Набор применяемых  методов постоянно расширяется и включает десятки как количественных,  так и качественных методов (например: анализ взаимного влияния, моделирование, экстраполяция, морфологический анализ, сценарии и др.). Увязать многообразие существующих методов возможно путем выстраивания схемы гармонизированных нормативно-методических документов, охватывающих основные процедуры регионального стратегирования.
Процесс разработки региональной стратегии как упорядоченной совокупности документов нормативно-правового характера и методов, предназначенных для выполнения работ по разработке региональной стратегии, включает этапы и подэтапы прогнозного анализа, а также соответствующие им нормативные документы и рекомендуемые методы выполнения, что позволяет учесть особенности региона путем выборки методов и технологий, наиболее подходящих для данной территории.
Концептуальный подход к стратегии управления регионом предопределяет альтернативность вариантов социально-экономического развития, а также возможные последствия с целью сопоставления и выбора наиболее эффективного сценария. При разработке сценарных моделей регионального развития удобно ориентироваться на создание, по крайней мере, трех сценариев, указанных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» - инерционного, энерго-сырьевого и инновационного сценария. При этом инерционный и энерго-сырьевой сценарии игнорируют тенденцию снижающегося влияния многих традиционных факторов роста и не позволяют осуществить переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. В этой связи преимущества указанных сценариев могут быть использованы на переходном этапе по реализации основного инновационного сценария развития, который является наиболее перспективным стратегическим проектом.
Для конкретного региона уточняются основные атрибуты стратегии развития - цели, ориентиры, механизмы реализации стратегии, планы действий государственных органов, коррекции процесса реализации . Определение и согласование целевых ориентиров стратегического развития региона дает ему возможность занять свое место в поступательном движении регионального развития, увязать с ним собственные интересы, цели и возможности, а заданные параметры приоритетных направлений , объективные ограничения и институциональные требования  развития лежат в основе выработки системы целей и ориентиров развития субъекта РФ, которые должны соответствовать положениям стратегии социально-экономического развития страны в целом и определяться в соответствии с целевым сценарием развития, а также выбранными стратегическими ориентирами. Как правило, на уровне региона прорабатывают упорядоченную иерархическую структуру целей , в которой каждая цель занимает согласованное и скорректированное с другими целями место.
Для развития стратегии управления регионом должны быть уточнены способы достижения намеченных целей и описание того , какие конкретные результаты при этом будут получены.
Для этого следует использовать механизм региональной стратегии, включающий систему процессов по преобразованию целей в результаты долгосрочного развития региона, организационная форма которого выстраивается в соответствии с методами управления портфелями программ и проектов.
Организация и осуществление региональных государственных программ и проектов требует привлечения соответствующих масштабам данной задачи методов и инструментов смежных областей знаний. В качестве таковых следует применять методы и инструменты проектного управления. В частности, метод создания иерархической структуры работ, позволяющий выявить сеть взаимосвязанных процессов и результатов их достижения, оценить необходимые ресурсы, составить расписание выполняемых работ, обосновать перед федеральными органами государственной власти бюджет, необходимый для успешной реализации стратегии социально-экономического развития региона.
Механизмы развития региональной стратегии предусматривают организацию системы оценки, основной задачей которой является отслеживание, анализ и регулирование хода и эффективности исполнения региональной стратегии, а также выявления тех областей, в которых требуется своевременное внесение изменений. Основой системы оценки является система индикаторов, определяющих целевые характеристики, предполагаемое изменение их значений, а также допустимые отклонения от заданных стратегических показателей . Выделение основных подходов, влияющих на решения по формированию стратегической системы ,  сводится к оценке государственных программ, системному  анализу и управлению, управлению проектами, программно-целевому управлению, бюджетированию, ориентированное на результат , контроллинг, управленческий учет.
Применение основных технологий позволяет обосновать непосредственную деятельность по реализации стратегии и  социально-экономические процессы регионального развития . Для определения направлений пространственного развития ,а также формулирования , дифференциации и согласования целей , определения измерений и ограничений развития региона потребуются нормативная документация и прикладные методы(кластерный анализ , анализ иерархий , балансовые модели , методы организации сложных экспертиз , метод аддитивной сверстки , комбинировано-морфологический анализ , экспертные оценки и экспертные панели , степенные функции , эвристические методы анализа и синтеза , методы мозговой атаки и другие) . В результате формируется детализация и интеграция стратегии , механизмы её реализации и уточняются стратегические ориентиры и основные функции по управлению регионом.
Для этого процессы реализации стратегии следует сгруппировать по ключевым областям проектного управления, что позволяет уточнить предметные сферы управления реализацией региональной стратегии (интеграция, содержание, изменения, время, стоимость, качество, риски и т.д.), а также подобрать соответствующие выделенным областям наблюдения индикаторы  анализа (рис.).
Основное назначение применения методов управления проектами состоит в информационном обеспечении , отслеживании , анализе и регулировании хода и эффективности непосредственного выполнения программ и проектов регионального стратегического развития . В основу положены данной стратегии должны быть положены преимущества регионального многообразия и межрегиональной интеграции , реализации принципа равных возможностей для всех независимо от пространственной принадлежности . Вместе с тем при решении возникающих задач необходимо учитывать ряд новых явлений , последствия которых для экономического пространства далеко не однозначны . К ним можно отнести возобновление экономического роста на качественно новой основе ; усиление зависимости регионов от мирового хозяйства ;  необходимость смены технологических укладов и новых научно-технических прорывов ; ужесточение экологических требований , переход к постиндустриальному и информационному обществу , в котором различные регионы будут иметь особые функции . Современные реалии будут не только сглаживать противоречия , свойственные региональному экономическому пространству , но и создавать новые , а концептуальные проходы стратегии должны предусматривать пути решения новых сложных проблем.     



Рис. Развитие стратегии управления регионом на основе метода управления проектами
Составлено по: Руководство по управлению проектами : пер. с англ. / Project Management Institute, Inc. / Pennsylvania USA, 2008. - 401 с.

Поэтому необходимо помимо прямых результатов учитывать опосредованные интегральные эффекты, связанные с положительными последствиями применения методов управления проектами в региональной среде с учетом зависимости результатов от влияния многочисленных внешних и внутренних факторов.
Таким образом, развитие концептуальных подходов стратегического управления регионами способствует повышению качества процедуры регионального стратегирования, открывает новые возможности и новые методы решения социально-экономических проблем долгосрочного развития субъектов РФ.

Список литературы
1.Львов Д.С., Гранберг А.Г. Стратегическое управление : регион , город , предприятие .М.: Экономика , 2005,608 c.
2.Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика , 1989.-89с.
3.Осипова Е.В., Дулесов А.Н., Плотникова Т.Н. Регион как объект стратегического управления//Российское предпринимательство.-2011.-№10.Вып.1(193)-с.163-168
4.Ульяницкая Н.М. Развитие отраслевого пространства региональной хозяйственной системы// Гуманитарные и социальные науки : электронный научный журнал.-2012.-№2.
5.Регионы России. Социально-экономические показатели .-М. :Росстат , 2010.