Перспективы развития рынка информационных услуг в регионе
Аннотация
В статье проведено исследование проблем, тенденций и направлений развития рынка информационных услуг в разрезе конкретного региона, - Ставропольского края. Расширен категориальный аппарат сферы услуг, обосновано влияние информационных услуг на развитие всех видов деятельности в сфере услуг. Разработан, на основе ситуационного подхода, механизм управления рынком информационных услуг, способствующий трансформации внешних и внутренних для субъекта хозяйствования сведений и знаний в информационные блага в границах его текущих или перспективных потребностей, тактических или стратегических интересов.
Ключевые слова: Сфера услуг, информационные услуги, информационный рынок, развитие, факторы, перспективы, тенденции, закономерности.Ключевые слова:
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Всеобщая информатизация общества стала не только новой эрой в развитии человечества, но и мощнейшим фактором экономического воздействия на все стороны социума, в том числе и на его экономическую составляющую.
Необходимость перехода к информационной экономике сегодня не оспаривается представителями ни одной из экономических школ. Более того, все они единодушны во мнении, что упомянутый процесс будет иметь непременные позитивные последствия как в целом для экономики, так и каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Все это стало одной из причин бурного развития информатизации экономики как на макроэкономическом уровне, так и на мезо - и микроуровнях.
Вместе с тем бурное развитие сферы услуг стало характерной особенностью экономики современного периода. Широкая диверсификация видов оказываемых услуг сопровождается возникновением и развитием все новых видов услуг с целью удовлетворения растущих потребностей населения. В этой связи информационные услуги возникли в ответ на возникшую потребность, как отдельных индивидов, так и хозяйствующих субъектов в оперативном получении максимально возможно полной информации по интересующему вопросу. Более того, не только обладание информацией является определённым экономическим приобретением, но и оперативность ее получения стала иметь вполне конкретную ценность. При этом скорость предоставления является лишь одной из многочисленных качественных характеристик информационной услуги. Получение просто информации уже не является самоцелью. Более высокое качество информационных услуг определяется многочисленными характеристиками, имеющими вполне определенное экономическое выражение.
Информационные услуги стала мощным ресурсом, которым современным участникам рынка еще только предстоит научиться в полной мере управлять.
В этой связи изучение информационных услуг и процессов управления рынком Ставропольского края как территории со специфическими социально-экономическими доминантами, представляется нам актуальным.
В настоящее время рынок информационных товаров и услуг характеризуется динамичными темпами развития в силу своей перспективности и прибыльности, привлекая все больше участников. Повышение потенциала информационного обмена за счет увеличения информационных потребностей всех уровней сопровождается образованием новых информационных продуктов, что оказывает влияние на развитие всех видов деятельности в сфере информационных услуг.
Экономика информационных услуг является относительно новой областью экономических исследований, что подразумевает наличие разнообразных подходов к исследованию информации и информационных услуг как объектов экономического анализа, базирующихся на многообразных теоретических положениях. В недавнем прошлом бытовало мнение о неосязаемости и нематериальности информации, что свидетельствовало об отсутствии ее связи с экономикой. Однако, произошедшие научно-техническая революция и «информационный взрыв» привели к изменению взглядов на сущность и продукты информационной деятельности, что обуславливает необходимость рассмотрения информационных услуг в качестве одного из приоритетных благ на основе применения экономического инструментария.
Как научная дисциплина экономика информации стала формироваться во второй половине XX века. Первые попытки в определении границ сферы знаний принадлежат американскому экономисту Ф. Махлупу, посвятившему свои научные работы изучению вопроса о том, какая часть национального богатства является итогом воспроизводства, распространения и обработки информации. В современных условиях развития экономики, наряду с сырьевыми, энергетическими, материальными и трудовыми, информационные услуги рассматриваются в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества.
Посредством предоставления информационных услуг потребители получают возможность удовлетворения своих потребностей в актуальных сведениях и знаниях, а также разнообразных эстетических потребностей, что свидетельствует об их свойствах по предоставлению определенной информации и средств, позволяющих восстанавливать необходимые знания. Проводя аналогию между свойствами информационных услуг и свойствами традиционных ресурсов, возможно применение некоторых экономических характеристик (прибыль, стоимость, издержки и т. д.) с целью проведения анализа информационного производства. Представляя собой экономический ресурс, информационные услуги предназначены для обмена информацией, знаниями, посредством формирования платежеспособного спроса на них. Определяя возможную ценность или полезность информационных услуг, можно выявить перспективы предоставления дополнительной свободы или выбор направлений действий потребителя, что способствует расширению набора потенциальных альтернатив и проведению достоверной оценки их последствий.
В целом, информационные услуги представляют собой благо, обладающее специфическими характеристиками и направленное на снижение и(или) устранение степени неопределенности в той или иной ситуации.
С позиции экономического анализа, информационная услуга, - это совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей личности в знаниях, опыте предыдущих поколений в различных отраслях и сферах деятельности и повышение эффективности принимаемых управленческих решений в народном хозяйстве и его отдельных составных элементах посредством определения информации, ее передачи, трансформации, хранения и конечного использования.
Рынок же информационных услуг целесообразно рассматривать как совокупность организационно-правовых и социально-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи информационных благ между продавцами и покупателями с соблюдением норм законодательства на основе специфических механизмов их предоставления.
Нами выделены специфические особенности информационных услуг, отличающих их от традиционных видов услуг: целевое назначение, сегментарность выбора, различная скорость утраты актуальности, возможность многократного использования, высокая стоимость воспроизводства, сложность определения полезности, высокая динамичность.
В экономической деятельности информационные услуги можно использовать в различных направлениях:
- - коммерциализация информационных услуг в товарах, знаниях, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных продуктов, разработка новых производственных и управленческих ресурсов и т.д.);
- - воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов;
- - информационные услуги отражают интеллектуальные усилия и могут быть направлены на повышения эффективности производства, роста объема выпуска продукции, разработку направлений рационального использования различных видов ресурсов и т.д.
Итогом информационной деятельности представляется информационный продукт, возникающий на рынке в качестве информационных товаров и услуг.
Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационных услуг, инфраструктуры (организаций, исполняющих поиск, сбор, обработку, распространение и конечное потребление (предоставление) информационных услуг) и направлений регулирования социально-экономических отношений, возникающих при реализации отмеченных процессов.
Структура рынка информационных продуктов и услуг представлена следующими составляющими:
- материально-техническая база, включающая современное информационное оборудование, развитую компьютерную сеть и соответствующие им технологии переработки информации;
- база нормативно-правовых и законодательных актов, отражающая правовые нормы в части обеспечения цивилизованных отношений в процессе предоставления информационных услуг;
- база информационных данных, представленная справочно-навигационными средствами и структурами, помогающими находить необходимую информацию в определенный период времени;
- база организационных инструментов управления, включающая государственное регулирование взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Современный рынок информационных услуг представляет собой рынок электронной информации и коммуникаций, в структуре которого можно выделить три взаимодействующие области:
1)средства информации непосредственно рынка информационных услуг, включающие базы данных, доступные в электронном виде через сети и на носителях, имеющих вещную форму, и услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде;
2)электронная торговля, биржевые сделки и финансовые операции;
3)глобальная электронная коммуникация, предусматривающая организацию работы сети Интернет, обеспечившей качественно новый уровень развития информационных услуг и технологий.
В общем виде информационные услуги можно классифицировать следующим образом.
1. Деловые (бизнес) услуги, включающие:
- услуги по проведению биржевых торгов, финансовые услуги (мониторинг котировок ценных бумаг, динамики учетных ставков и курсов валют, услуги брокеров, дилеров и др.);
- услуги по сбору и предоставлению статистических данных (отраслевых, муниципальных, региональных, окружных, федеральных);
- коммерческие услуги (предоставление бизнес-информации на микро- и мезоуровнях).
2. Специфические услуги, содержащие:
- научно-технические услуги в области фундаментальных, прикладных и других отраслей науки и производства;
- по профилю профессий (в соответствии с избранной специализацией);
- архивные и документарные услуги, направленные на покупку первоисточников через специализированные учреждения.
3. Образовательные услуги, предполагающие возможность их приобретения в соответствии с фазами образовательного процесса.
4. Услуги, обеспечивающие функционирование информационных систем и средств, охватывающие разработку и сопровождение информационных систем и технологий, консалтинг, предоставление программных продуктов, обеспечение эффективной эксплуатации технических средств, подготовку источников.
5. Потребительские услуги, включающие: электронные книги и журналы, поисковые системы, информационные услуги, направленные на удовлетворение культурных, духовных, познавательных, развлекательных и др. потребностей населения.
Информационные услуги как таковые не представлены в современных статистических сборниках, поскольку не являются объектом соответствующего учета. В этой связи нами были использованы характеристики платных услуг и информационные и компьютерные технологии в качестве ближайших к требуемым показателей.
В 2010 году в целом по Российской Федерации объем платных услуг населению составил 4851018 млн. руб., что на 1,5% выше аналогичного показателя 2009 года. В разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округа объем платных услуг населению в динамике 1990-2010гг. представлен в таблице 1.
Таблица 1
Объем платных услуг населению по субъектам Российской Федерации
(миллионов рублей; до 2000 г. – млрд. руб.)
РФ, СКФО, субъекты СКФО |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Российская Федерация |
44,5 |
113043 |
602755 |
2271733 |
2798901 |
3424731 |
4079603 |
4504455 |
4851018 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1,9 |
3572 |
18259 |
72494 |
90210 |
119267 |
142967 |
167800 |
188095 |
Республика Дагестан |
0,3 |
348 |
2321 |
19384 |
25333 |
33774 |
43800 |
53467 |
59001 |
Республика Ингушетия |
0,2 |
19 |
272 |
1094 |
2367 |
5510 |
6082 |
6709 |
7189 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,3 |
295 |
1794 |
6790 |
7955 |
8984 |
10795 |
12727 |
14324 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,1 |
154 |
719 |
3047 |
4103 |
4705 |
6062 |
6802 |
8080 |
Республика Северная Осетия - Алания |
0,2 |
332 |
2809 |
6869 |
9080 |
10672 |
12517 |
14549 |
16997 |
Ставропольский край |
}
|
2424 |
10344 |
35309 |
41371 |
50362 |
57175 |
65134 |
72396 |
Авторск. обобщение по: [1]
Лидером среди субъектом СКФО по объему платных услуг является Ставропольский край - в 2010 году данный показатель составил 72396 млн. руб.
Наибольший удельный вес в 2010 году традиционно приходится на транспортные услуги (20,0%), услуги связи (19,2%) и коммунальные услуги (21,2%) (табл. 2).
По принятой органами статистики классификации, информационные услуги входят в состав других услуг, отчасти образовательного и правового характера. В целом следует признать, что по имеющимся методикам статистического учета говорить о реальном учете объема информационных услуг достаточно сложно.
Таблица 2
Структура платных услуг населению в РФ (в % к итогу)
Виды услуг |
2002 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
В % |
Млн. руб. |
|||||||
Все оказанные услуги |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4851018 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
бытовые |
11,7 |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
9,9 |
9,9 |
9,7 |
470990 |
транспортные |
24,2 |
21,5 |
21,2 |
20,9 |
21,6 |
20,3 |
20,0 |
969778 |
связи |
14,8 |
18,5 |
18,6 |
19,9 |
19,7 |
19,5 |
19,2 |
929786 |
жилищные |
4,3 |
5,3 |
5,6 |
5,4 |
5,2 |
5,5 |
5,5 |
265357 |
коммунальные |
16,1 |
18,3 |
18,0 |
17,6 |
17,6 |
19,3 |
21,2 |
1027002 |
гостиниц и аналогичных средств размещения |
3,0 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,4 |
2,3 |
111737 |
культуры |
2,0 |
2,3 |
2,2 |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
84744 |
туристские |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
82246 |
физической культуры и спорта |
0,4 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
27857 |
медицинские |
4,9 |
4,8 |
4,9 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
5,0 |
244440 |
санаторно-оздоровительные |
2,1 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
60523 |
ветеринарные |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
8780 |
правового характера |
3,9 |
2,3 |
2,5 |
2,6 |
2,5 |
1,9 |
1,8 |
88393 |
системы образования |
6,7 |
6,7 |
6,9 |
7,1 |
7,0 |
6,9 |
6,7 |
326619 |
другие услуги |
4,2 |
3,6 |
3,6 |
3,9 |
3,5 |
3,8 |
3,2 |
152765 |
Авторск. обобщение по: [1]
Одним из косвенных показателей объема оказываемых в стране информационных услуг является наличие разветвленной сети интернет. В России на каждую 1000 человек 470 являются ее пользователями. Для экономически развитых стран это один из самых низких показателей: в Японии аналогичный показатель составляет 800, в Великобритании - 850, в Норвегии - 934 человека.
Большинство современных российских организаций оснащено компьютерами – 93,8%, интернетом - 82,4%, почти каждый третий имеет веб-сайт. Представленные данные динамики за последние годы показывают рост анализируемых показателей при стабилизации на достаточно высоком значении (табл. 3).
Таблица 3
Основные показатели использования информационных
и коммуникационных технологий в организациях
Показатели использования информационных и коммуникационных технологий |
В процентах от общего числа |
||||
2003 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Число обследованных организаций - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
из них: |
|
|
|
|
|
использовали |
|
|
|
|
|
персональные компьютеры |
84,6 |
91,1 |
93,7 |
93,7 |
93,8 |
ЭВМ других типов |
8,3 |
9,3 |
14,5 |
16,0 |
18,2 |
локальные вычислительные сети |
45,8 |
52,4 |
59,3 |
60,5 |
68,4 |
электронную почту |
48,6 |
56,0 |
74,4 |
78,5 |
81,9 |
глобальные информационные сети |
50,1 |
54,3 |
74,7 |
79,3 |
83,4 |
из них сеть: |
|
|
|
|
|
Интернет |
43,4 |
53,3 |
73,7 |
78,3 |
82,4 |
имели веб-сайты в сети Интернет |
13,5 |
14,8 |
22,8 |
24,1 |
28,5 |
Авторск. обобщение по: [1]
Относительно общероссийских значений, показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях субъектов СКФО характеризуются следующим образом: по оснащенности компьютерами до 100,0% у Чеченской Республики. Близкое значение у Ставропольского края - 99,2%. Значительно ниже показатели наличия локальных вычислительных сетей.
В 2010 году затраты организаций Ставропольского края на информационные и коммуникационные технологии составили 2977,2 млн. руб. или 58,3% от суммарных значений по Северо-Кавказскому федеральному округу, большая часть которых израсходована на приобретение вычислительной техники и оплату услуг связи.
Таким образом, развитие рынка информационных услуг является динамично развивающимся и востребованной сегментом, хотя и трудно определяемом количественно. Все мероприятия в области информатизации в Ставропольском крае осуществляются в рамках краевой целевой программы «Развитие информационного общества в Ставропольском крае на 2011 – 2014 годы», что также придает определенную устойчивость положительной динамике показателей развития данного сегмента сферы услуг.
В рамках реализации Национального плана развития информационного общества в Российской Федерации разработан и реализуется региональный план на период 2010-2012гг. За период 2011-2014гг. Правительством Ставропольского края планируется израсходовать на мероприятия по созданию «электронного правительства» и развитию информационно-коммуникационных технологий и их инфраструктуры свыше 200 млн. рублей. Создается электронная универсальная карта жителей Ставропольского края, что позволит унифицировать сбор и хранение информации по гражданам. Реализуются также следующие программные документы: Краевая целевая программа развитие информационного общества в крае на 2011-2014 годы, План перехода на предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Эффективность управления любой организационной системой зависит от рациональности использования информационных услуг. Следовательно, управлению подвержена система с четко определенными информационными взаимосвязями как между отдельными элементами, так и с внешней средой, что способствует улучшению координации деятельности различных подсистем, находящихся в иерархической зависимости, образующих в неразрывном единстве и взаимосвязи определенный хозяйственный механизм.
Механизм управления рынком информационных услуг в рамках развития региональных экономических систем представляет собой специфическую информационную форму проявления общего хозяйственного механизма и, вместе с тем, неотъемлемую его часть. Следует обратить внимание на существование между хозяйственным и информационным механизмами принципиального соответствия по субъектам и объектам, целям и масштабам, структуре и функциям, экономическому пространству и времени действия.
При этом механизму управления рынком информационных услуг присущи специфические особенности, что подтверждает наличие собственного содержания, средств, инструментов, алгоритмов и баз данных и знаний, формирующих систему информационного обеспечения процессов хозяйствования в регионе.
Механизм управления рынком информационных услуг Ставропольского края способствует изменению внешних и внутренних для субъекта хозяйствования сведений и знаний в информационные блага в границах его текущих или перспективных потребностей, тактических или стратегических интересов, что позволяет формировать информационные услуги, ресурсы, запасы и резервы.
Формируя механизм управления рынком информационных услуг в Ставропольском крае, необходимо учитывать значимость уровней хозяйственных систем с позиции согласования его с возможностями и задачами региональной экономической политики. Эмпирические исследования подтверждают приоритетность развития и воспроизводства информационных услуг посредством управления информационными ресурсами, что в современных условиях позволяет устранить большие разрывы в уровне социального и экономического развития между регионами.
Таким образом, воспроизводство информационных услуг в экономике региона отражает разнообразие их масштабов, внутренней структуры и среды, что способствует выделению основных циклических повторяющихся необходимых стадий данного процесса:
- изучение существующих различных условий и потенциала и преобразование их в информационные услуги, свободные для доступа хозяйственным субъектам и их агентам;
- исследование доступных информационных услуг и видоизменение их с целью использования в качестве действующих эндогенных факторов производства и их резервов;
- использование в производственном процессе эндогенных информационных услуг и проявление их в конечных продуктах в виде информационных свойств или самостоятельных информационных товаров;
- рыночная реализация или непосредственное потребление произведенных информационного свойства и услуг, превращение их в ресурсы потребления для последующих циклов производства;
- информационные изменения условий развития региона, жизнедеятельности населения, его среды обитания.
Литература:
- Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат.- М.: Росстат, 2011.