Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс»: актуальные проблемы, задачи и перспективы инфраструктурно-логистического развития
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы международного и межрегионального сотрудничества, опыт создания и функционирования Еврорегионов на примере Еврорегиона «Донбасс». Рассмотрены вопросы стратегирования совместного долгосрочного социально-экономического развития. Представлен анализ, определены специализации и конкурентные преимущества Еврорегиона Донбасс».
Определены миссия, цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс». В качестве одного из приоритетов развития Еврорегиона «Донбасс» определено инфраструктурно-логистическое развитие.
Ключевые слова: Международное и межрегиональное сотрудничество,, Еврорегион «Донбасс», стратегирование, специализации и конкурентные преимущества, приоритеты долгосрочного социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс», инфраструктурно-логистическое развитие.Ключевые слова:
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Формирование Еврорегиона «Донбасс» 29 октября 2010 года можно назвать началом нового этапа приграничного международного российско-украинского сотрудничества. Одновременно, создание Еврорегиона, в состав которого вошли Ростовская область (Россия), Луганская область (Украина), а также присоединившаяся к ним в октябре 2011 Донецкая область (Украина) потребовало от его участников определения совместных приоритетов и стратегических направлений развития.
По сути, в результате подписанных международных соглашений созданы предпосылки и инициирован процесс стратегирования совместного социально-экономического развития трёх регионов, являющихся субъектами России и Украины. Стратегия социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс» на период до 2020 года по своему содержанию должна определить:
- место Еврорегиона «Донбасс» в системе межгосударственных российско-украинских социально-экономических связей и отношений;
- текущее состояние и основные тенденции социально-экономического развития субъектов Еврорегиона «Донбасс»;
- долгосрочные экономические и социальные приоритеты Еврорегиона, конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда;
- механизм управления реализацией Стратегии.
В самом общем виде стратегия представляет собой целостную систему управления долгосрочным развитием, включающую в себя миссию, цели, задачи, приоритетные направления и механизм их реализации. Кроме того, по результатам анализа в стратегии должны быть определены ключевые проблемы, вызовы и угрозы для совместного социально-экономического развития регионов входящих в состав Еврорегиона, а также предложены инструменты по их нейтрализации и использованию совместных конкурентных преимуществ. Сам процесс стратегирования применительно к Еврорегиону «Донбасс» имеет свои специфические особенности. В частности, несмотря на то, что Еврорегион объединяет субъекты, единые с точки зрения географии, экологии, и народы близкие исторически, этнически и духовно, существует комплекс проблем, которые не могут быть устранены исключительно самими субъектами Еврорегиона. В частности, значительная часть сдерживающих развитие факторов (таможенно-пограничные процедуры, тарифное регулирование естественных монополий и другое) находится вне компетенции региональных властей. Кроме того, регионы, в определённых сферах выступают конкурентами между собой, например, в сфере привлечения инвестиций и размещения на своих территориях новых производств. Региональный бизнес также конкурирует между собой за рынки сбыта, инвестиции и трудовые ресурсы. В результате возникает целый комплекс проблем затрагивающих интересы органов исполнительной власти, бизнеса и населения двух государств, требующий иного подхода, нежели при разработке стратегии развития отдельного национального региона.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы Еврорегион является важной интеграционной площадкой между Россией и Украиной.
Базисом для социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс», является наличие взаимной заинтересованности на уровне региональных субъектов. В экономике трех приграничных областей много схожих черт. Главными отраслями промышленности являются машиностроение, металлургия, легкая и пищевая промышленности. Много общего в структуре и состоянии агропромышленного комплекса. Нахождение областей в зоне Донецкого угольного бассейна определило развитие здесь угледобывающей промышленности.
Исходя из объективно сложившихся условий: природных ресурсов, промышленного каркаса, системы расселения при разработке стратегии были определены специализации территорий. В частности, специализации Донецкой, Луганской и Ростовской областей представлены в таблице 1-2.
Таблица 1.
Структура валового регионального продукта в разрезе видов экономической деятельности, (данные приведены по итогам 2009 г.), %
Наименование видов деятельности |
Украина |
Донецкая область |
Луганская область |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
7,8 |
3,4 |
5,5 |
Рыболовство, рыбоводство |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Добыча полезных ископаемых |
4,8 |
10,2 |
15,4 |
Обрабатывающие производства |
16,7 |
29,9 |
30,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,8 |
5,2 |
4,6 |
Строительство |
2,5 |
1,8 |
1,4 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
15,3 |
14,7 |
8,9 |
Гостиницы и рестораны |
0,9 |
0,7 |
0,4 |
Транспорт и связь |
11,5 |
8,3 |
6,8 |
Финансовая деятельность |
7,9 |
6,6 |
4,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
11,3 |
7,3 |
5,8 |
Образование |
5,8 |
4,4 |
5,7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4,1 |
3,4 |
4,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2,0 |
1,4 |
1,6 |
Донецкая и Луганская области в экономике Украины специализируются в сфере промышленных видов деятельности, в частности, в сфере перерабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа, а также добыче полезных ископаемых.
В системе разделения труда в России Ростовская область специализируется в сфере обрабатывающих производств, сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образовании.
Таблица 2.Структура валового регионального продукта в разрезе видов экономической деятельности, (данные приведены по итогам 2009 г.), %
Наименование видов деятельности |
Российская Федерация |
Ростовская область |
|
100,0 |
100,0 |
Обрабатывающие производства |
16,7 |
18,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
18,4 |
17,7 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
4,9 |
11,8 |
Транспорт и связь |
10,4 |
10,4 |
Строительство |
6,7 |
10,1 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
11,8 |
8,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4,2 |
4,7 |
Образование |
3,5 |
4,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
4,6 |
4,4 |
Гостиницы и рестораны |
1,1 |
1,3 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,6 |
1,2 |
Добыча полезных ископаемых |
9,7 |
0,9 |
Финансовая деятельность |
0,6 |
0,4 |
Рыболовство, рыбоводство |
0,3 |
0,1 |
Учитывая всё многообразие ресурсов, факторов и особенностей развития основными конкурентными преимущества Еврорегиона «Донбасс» являются:
1. Развитый ресурсный потенциал.
Еврорегион «Донбасс» обладает значительными топливно-энергетического ресурсами, запасами строительного, металлургического и рудного сырья. Топливно-энергетический потенциал региона представлен Донецким каменноугольным бассейном, являющимся одним из крупнейших месторождений каменного угля в Европе. Помимо угля, в регионе имеется ряд месторождений природного газа. Кроме того на территории Еврорегиона «Донбасс» имеются промышленные запасы месторождения железных руд, фосфоритов, алюминиевого сырья, ртути, графита, редких и редкоземельных элементов, каменной соли, золота, меди, свинца.
Безусловным конкурентным преимуществом Еврорегиона «Донбасс» являются земельные ресурсы, которые служат основой развитого агропромышленного комплекса.
2. Выгодное геоэкономическое и геополитическое положение, которое создаёт предпосылки для активной роли Еврорегиона «Донбасс» в развитии международных отношений не только между Россией и Украиной, но и со странами Закавказья, Турцией, Казахстаном, государствами Восточной Европы - Румынией, Болгарией, Польшей.
3.Развитая транспортная инфраструктура в совокупности с выгодным географическим положением обуславливает высокий транзитный потенциал региона в перевозке грузов и пассажиров как в границах Еврорегиона, так и в международном сообщении.
4. Диверсифицированная экономика является основой устойчивости экономического развития всего Еврорегиона. Еврорегион располагает большим внутренним спросом, территориально сконцентрированными специализированными рынками, развитой инфраструктурой, системой профессиональной подготовки кадров, развитой логистической системой.
5. Энергоизбыточность Еврорегиона является одним из ключевых факторов, обеспечивающих возможности для развития действующих и размещения новых производств.
6. Высокая концентрация населения обуславливает обширный потребительский рынок, а наличие развитого рынка труда делают регион привлекательным для инвестиций.
Неоспоримым преимуществом Еврорегиона «Донбасс» является наличие крупных городских агломераций - Ростовской, Донецко-Макеевская, Горловско-Енакиевская, Мариупольская. В перспективе на базе приграничных территорий Еврорегиона возможно формирование крупного трансграничного агломеративного комплекса с численностью населения свыше 7 млн. чел.
7. Развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологических производство обуславливают высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, и являются базой для формирования и развития человеческого капитала.
Вместе с этим, существует и множество проблем которые существенно ограничивают развитие региональных экономик и их социальной базы. Стратегия, собственно говоря, и направлена на определение и верификацию ключевых проблем, в ней должны быть чётко определены сдерживающие факторы и предложены механизмы по реализации потенциалов.
В качестве основных проблем необходимо отметить:
- Высокую дифференциацию территорий по уровню социально-экономического развития и инфраструктурного обеспечения.
- Значительный износ основных производственных фондов и использование устаревших технологий в отдельных отраслях.
- Располагая высоким научно-техническим потенциалом, уровень внедрения промышленных инноваций в производства явно недостаточный. В немалой степени это объясняется тем, что отсутствует эффективная региональная система трансформации научных идей в конкретные технологии и продукты.
- Вследствие низкой рождаемости и высокой смертности населения серьёзной проблемой для Еврорегиона Донбасс» является снижение общей численности населения.
- Для экологии Еврорегиона «Донбасс» характерны те же проблемы, что и для других индустриальных и высоко урбанизированных регионов - значительные загрязнения среды в результате деятельности предприятий металлургического и химического комплексов, угольной промышленности, проблемы очистки питьевой воды и сточных вод, утилизация промышленных и бытовых отходов.
Для дальнейшего развития, очень важно понимать какие вызовы и угрозы могут ограничивать возможности совместного развития, какие действия в случае их возникновения необходимо предпринять для реализации поставленных в рамках стратегии целей.
В этой связи необходимо отметить, что существенное влияние на дальнейшее развитие сотрудничества и реализацию потенциала Еврорегиона «Донбасс» может оказать не урегулированность отдельных вопросов между Россией и Украиной. Другим вызовом в развитии Еврорегиона Донбасс является усиления межрегиональной и глобальной конкуренции за рынки сбыта, особенно в таких отраслях, где позиции субъектов Евроргеиона традиционно сильны. В частности, следует прогнозировать, обострение конкуренция на рынках специализации субъектов Еврорегиона «Донбасс», прежде всего в таких сферах экономики, как металлургический и химический комплексы, машиностроение, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство.
Значительные риски связаны с обострением конкуренции за ограниченные инвестиционные ресурсы развития. В этой связи, качество управления инвестициями со стороны государственных органов будет определять способность территории стать площадкой для экономического роста. Существенное влияние на все эти процессы окажет вступление России в ВТО.
Проведённый анализ, выявленные специализации, конкурентные преимущества, а также проблемы, вызовы и угрозы позволили в процессе стратегирования сформулировать миссию и долгосрочные цели социально-экономического развития Еврорегиона.
Миссия Еврорегиона «Донбасс» заключается в содействии развития интеграционных экономических и социо-культурных процессов и международного сотрудничества Ростовской, Донецкой и Луганской областей.
Стратегическими целями являются:
- развитие экономической интеграции;
- развитие коммуникаций, транспорта и связи;
- развитие науки, новых технологий, образования;
- развитие региональной экономики посредством улучшения инфраструктуры приграничных районов;
- улучшение состояния окружающей среды;
- реализации мер по увеличению занятости, улучшение качества жизни населения;
- реализация государственной молодежной политики;
- развитие культуры, спорта, побратимских связей, совместное празднование юбилейных и памятных дат в общей истории России и Украины;
- содействие расширению контактов между жителями приграничных территорий, развитию сотрудничества между учреждениями и организациями, а также субъектами хозяйственной деятельности;
- содействие в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Украины упрощению пограничных и таможенных процедур пересечения границы, повышение качества работы пограничных пунктов пропуска.
Учитывая миссию, цели и задачи в качестве приоритетных стратегических направлений развития Еврорегиона «Донбасс» предлагается выделить:
1. В сфере экономического развития:
- развитие кооперации, трансфер- технологий, создание совместных производств в сфере промышленности, электроэнергетики, добычи полезных ископаемых и сельском хозяйстве;
- развитие малого бизнеса в сфере потребительского рынка, туристко-рекреационном комплексе и внешнеэкономической деятельности.
2. В сфере инфраструктурного развития:
- развитие сети дорог, транспортно-логистической и приграничной инфраструктуры;
- развитие энергосетевого хозяйства.
3. В сфере инвестиций и инноваций:
- создание совместных механизмов активизации инвестиционной деятельности;
- создание инфраструктуры развития инновационной деятельности.
4. В сфере социального развития:
- разработка и реализация совместных программ по управлению трудовыми ресурсами;
- реализация совместных программ в сфере профессионально и высшего образования;
- повышение уровня и качества медицинского обслуживания;
- расширение побратимских связей приграничных территорий.
5. В сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
- реализация совместных проектов по защите бассейна реки Северский Донец;
- сокращение вредного промышленного и антропогенного воздействия на окружающую среду.
6. В сфере правового обеспечения:
- инициирование принятия нормативных документов на федеральном уровне с целью гармонизации законодательства и стимулирования развития российско-украинского сотрудничества;
- законодательная и нормотворческая деятельность на уровне регионов и муниципальных образований с целью активизации приграничного сотрудничества.
Для успешной реализации приоритетов в рамках стратегии должны быть решены два ключевых вопроса.
Во-первых, это финансирование проектов. Для этого в сфере частных инвестиций - должны быть определены так называемые якорные инвесторы в разрезе конкретных инвестпроектов и площадок, и для них созданы благоприятные условия и стимулы для инвестирования. В сфере государственных финансов необходимо предусмотреть расходы в бюджетах различных уровней для реализации приоритетных инфраструктурных проектов. Важно, чтобы параметры этих расходов (объёмы, сроки, получатели) были согласованы в рамках всех участников Еврорегиона «Донбасс».
Во-вторых, необходимо разработать инструмент реализации Стратегии. В качестве последнего может быть среднесрочная программа, разработанная непосредственно в рамках стратегии.