×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Рациональное использование финансово-хозяйственного механизма природоохранной деятельности в Краснодарском крае

Аннотация

М.Г. Хачак

В статье автором обосновано рациональное использование финансово-хозяйственной деятельности. Эффективность государственной инвестиционной политики России в решающей степени зависит от того, насколько полно при ее формировании учтены макро - и мезоэкономический аспекты, гармоничны и стратегически сориентированы на достижение динамичного экономического развития интересы федерального центра и территорий.
Ключевые слова: финансово-хозяйственный механизм, природоохранная деятельность, финансирование.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Российская Федерация располагает огромным природно-ресурсным потенциалом, но ряд природных ресурсов, имеющих важное значение для развития производства, стал истощаться. Форсированная эксплуатация природных ресурсов в значительной степени явилась причиной обострения экологической ситуации во многих ее регионах. Экологические перегрузки уже реально снижают качество жизни большинства населения России. В целом вклад экологического фактора в ухудшение здоровья людей оценивается на уровне 10-30% ,  в том числе по онкологическим заболеваниям - около 50 % . Все это свидетельствует о серьезном кризисе реализуемой в последние десятилетия политики природопользования.
Экстенсивное развитие народного хозяйства последних десятилетий стало причиной прогрессирующего падения эффективности природоэксплуатирующих отраслей народного хозяйства, необходимостью увеличения доли финансовых и материальных ресурсов, направляемых в эти отрасли. Несоответствие требованиям обеспечения экологической безопасности проявлялось во всех подсистемах управления народным хозяйством: планировании, ценообразовании, финансировании, экономическом стимулировании производственной деятельности.
Не выдерживали критики критерии и процедуры принятия решений о перспективах развития народного хозяйства. Экономическая эффективность развития и размещения производительных сил на территории страны оценивалась по уровню затрат на производство той или иной продукции без учета ущерба от загрязнения и ухудшения экологической обстановки в регионах.
Законодательное признание приоритетности вопросов охраны природы в процессе хозяйственной деятельности на практике не выполнялось. Решения о реализации крупномасштабных проектов преобразования природы принимались исходя из производственных потребностей развития отдельных отраслей. Экологический фактор в проектных документах рассматривался в последнюю очередь - в соответствующем разделе технико-экономических обоснований определялись мероприятия, призванные снизить негативное влияние на окружающую среду производственной деятельности проектируемого объекта. При этом обычно даже не ставился вопрос о целесообразности строительства объекта на данной территории, не рассматривались альтернативные варианты удовлетворения народнохозяйственной потребности, отличающиеся меньшим воздействием на природные комплексы.
Высокий уровень износа основных фондов в сфере охраны окружающей природной среды в значительной степени определяет тяжелую экологическую ситуацию в Ростовской области. Замена устаревшего оборудования техническое перевооружения и в целом реструктуризация промышленного производства требуют значительных инвестиций. Отсутствие внешних инвестиционных ресурсов приводит к необходимости более эффективного использования внутреннего потенциала самих предприятий, муниципальных образований и субъектов Федерации в сфере воспроизводства основных фондов природоохранного назначения.
Таким образом, экстенсивный характер развития народного хозяйства последних десятилетий и форсированный режим эксплуатации природных ресурсов предопределили обострение экологического кризиса Российской Федерации. Сказанное в полной мере относится и к Югу Российской Федерации – Краснодарскому краю, занимающей по уровню антропогенного загрязнения восьмое  место в перечне российских областей. Для повышения эффективности управления территориальных хозяйственных систем в условиях устойчивости необходима национальная стратегия развития, в соответствии с которой осуществляется анализ и прогнозирование инвестиционной деятельности в охрану окружающей среды.
Эффективность государственной инвестиционной политики России в решающей степени зависит от того, насколько полно при ее формировании учтены макро - и мезоэкономический аспекты, гармоничны и стратегически сориентированы на достижение динамичного экономического развития интересы федерального центра и территорий.
На сегодняшний день Краснодарский край является одним из самых развитых и продолжающих развиваться субъектов Российской Федерации. Основными конкурентными преимуществами края, которые создают предпосылки для успешного партнерства, являются уникальные природные ресурсы, богатейшие залежи полезных ископаемых, крупнейший в Европе бассейн подземных термальных и минеральных вод, лесные массивы, плодородные сельскохозяйственные угодья, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, морские порты, развитая сеть железных и автомобильных дорог - все это создает необходимые условия для выгодного вложения инвестиций в экономику края.
Экономика края базируется на благоприятных природно-климатических условиях и многочисленном населении. Основу составляет сельское хозяйство, использующее естественно-плодородные и мелиорированные почвы. В некоторых районах вдоль побережья Черного моря развито производство чая, выращиваются цитрусовые, хорошо развито садоводство и табаководство. Черноморское побережье края представляет собой почти непрерывную цепь курортов, среди которых выделяется г. Сочи. Много курортных местностей и на побережье Азовского моря. Из минеральных ресурсов можно выделить небольшие запасы нефти и газа.
Важнейшим направлением своей деятельности, способным обеспечить динамичное развитие экономики региона, является стимулирование процесса привлечения инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата. В целях этого в крае принят ряд законодательных актов и нормативных документов, защищающих и гарантирующих права инвесторов. Инвестиционное законодательство края, по оценкам многих специалистов, одно из самых прогрессивных в стране. Законодательная база защищает и гарантирует права инвесторов.   Значительная роль в инвестиционной политике отводится усилению работы по позиционированию края — созданию понятного, узнаваемого инвесторами и отличного от других образа региона. Одним из инструментов формирования позитивного имиджа края и продвижения региональных интересов среди потенциальных инвесторов является реализация коммуникационных действий в рамках разработанной программы «Краснодарский край в третьем тысячелетии». Ее основная цель - активизировать приток инвестиций на основе повышения привлекательности Кубани, формирования информационной инфраструктуры, механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти края с инвесторами, популяризации перспективных отраслей и инвестиционных проектов среди целевых групп инвесторов. Система программных мер направлена на решение управленческих, маркетинговых, PR- и рекламных задач, способствующих сглаживанию диспропорций в информировании инвесторов, минимизации негативных факторов и рисков при возникновении кризисных ситуаций. Кроме того, успех осуществления инвестиционных проектов во многом обусловлен слаженным взаимодействием органов исполнительной власти на федеральном, краевом и муниципальном уровнях. В программе предусмотрен ряд мер, направленных на усиление связей с целевыми аудиториями, согласование действий по подготовке и продвижению инвестиционных проектов на всех уровнях.
В крае действуют законы, обеспечивающие предоставление инвесторам господдержки на уровне края. Для этих целей в краевом бюджете предусматриваются значительные средства. В качестве основных форм государственной поддержки инвесторов краевым законодательством предусмотрены: налоговые льготы в части платежей, уплачиваемых в краевой бюджет (освобождение от уплаты налога на имущество, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта); предоставление гарантий краевого бюджета; бюджетные кредиты, в том числе на осуществление лизинговой деятельности.
В качестве дополнительного инструмента вводится субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели природоохранной деятельности. Кроме того, инвесторам могут быть установлены льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, а также переданы на льготных условиях объекты недвижимости, являющиеся краевой собственностью. Постановлением главы администрации края «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края» предусмотрен понижающий коэффициент к арендной плате за землю. Налоговые льготы предоставляются предприятиям, вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус «одобренных». Отечественные и иностранные инвесторы имеют равные права в получении налоговых льгот.
В качестве одной из форм государственной поддержки инвесторов Законом «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» предусмотрено сопровождение инвестиционных проектов. Сопровождение заключается в организации текущей работы специальной группой содействия инвесторам в реализации инвестиционных проектов, контроле за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в государственных и муниципальных органах и организациях Краснодарского края. В общей сложности льготы могут снизить затраты инвесторов на 25–30%, а это совсем немалые деньги. Следует отметить, что под иностранными инвестициями понимаются все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения последующего дохода.
Одной из составляющих развития системы экологического страхования в крае определено стимулирование инвестиционной деятельности страховых компаний. Это сформулировано в Постановлении главы администрации Краснодарского края от 25 апреля 2001 г. № 327 «О концепции развития экологического страхования в Краснодарском крае», где рассматривается механизм, при котором страховщик размещает часть своих резервов в депозиты банка, уполномоченного администрацией края, с умеренной ставкой дохода, а банк кредитует проекты, одобренные администрацией края, по льготной ставке и на длительный срок. Второе направление инвестирования - непосредственное приобретение страховщиками корпоративных акций и облигаций, государственных ценных бумаг, паев инвестиционных фондов и др. ценных бумаг. Отметим, что при администрации края создан совет по инвестициям, который является постоянно действующим коллегиальным органом формирования инвестиционной политики и координации деятельности структурных подразделений администрации в области привлечения инвестиций. Именно совет рассматривает материалы и принимает решение о присвоении проектам статуса «одобренных».
Следует отметить, что одним из видов дохода предприятий, образуемого за счет обладания основными фондами природоохранного назначения, является льгота по уплате налога на имущество. Для целей налогообложения стоимость имущества предприятий уменьшается на балансовую стоимость объектов (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам), используемых исключительно для охраны природы.
На наш взгляд, более обоснованным было бы стимулирование дифференцированной по отраслям нормы отчислений от прибыли на инвестиции, направляемые на охрану окружающей природной среды. Это связано с необходимостью учета различия отраслей, как по финансовому состоянию, так и степени их экологической опасности для окружающей среды. Так, выше среднего (порядка 10%) рекомендуется использовать норму отчислений от прибыли для предприятий черной и цветной металлургии.
Таким образом, учитывая общеэкономическую ситуацию в стране, отраслевые различия и высокий уровень износа основных фондов, примем за оптимальный уровень отчислений  на инвестиции в охрану окружающей природной среды - 10% от прибыли.
Расчет удельного веса инвестиционных средств на охрану окружающей природной среды в общем объеме инвестиций базируется на научно обоснованных нормах отчислений от прибыли, обеспечивающих поступательное развитие производства.
Из статистических данных сборника «Текущие затраты по охране природы и экологические платежи в Краснодарском крае» рассчитываются суммы амортизационных отчислений по основным фондам природоохранного назначения всех предприятий, расположенных на территории муниципального образования, а также льготы по налогу на имущество.
Из статистического сборника «Основные финансовые показатели деятельности предприятий Краснодарского края определяется природоохранный инвестиционный потенциал за счет прибыли предприятий, сосредоточенных на территории муниципального образования.
Интенсивное использование на протяжении многих лет природных ресурсов Краснодарского края, связанное с наращиванием промышленного потенциала, интенсификацией сельскохозяйственного производства, увеличением транспортных потоков, привело к ухудшению экологической обстановки. Особенно актуальны проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов на морском побережье.
Решение перечисленных проблем в экономической и социальной сферах требует комплексного программного подхода и здесь особо важно понимать, что любой субъект Федерации, в т.ч. и Краснодарский край, представляет собой целостную ячейку общей глобальной системы, и любое улучшение/ухудшение показателей экономической деятельности способно вызывать изменения в деятельности соседствующих субъектов, а, в конечном счете, и в развитии всего государства. Исходя из этого, крайне важно знать и понимать, в каком направлении следует продолжать развитие территориальных комплексов, результатом которого должно стать увеличение темпов экономического роста, инвестиционной привлекательности субъекта Федерации и привлеченных  инвестиционных вложений, а это крайне затруднительно без формирования прогноза.
Результатом использования интерактивной матричной модели эколого-экономического мониторинга на этом этапе могла бы стать подготовка своего рода паспорта региона, призванного служить в качестве фиксированной точки отсчета для оценки позитивной или негативной динамики. Кроме того, сравнительный анализ ситуаций в различных регионах является важным элементом эколого-экономической экспертизы, призванной обеспечить взвешенные и сбалансированные решения в области достижения целей устойчивого развития.
Использование комплекса приведенных моделей для анализа эколого-экономической ситуации в Краснодарском крае и г. Краснодаре позволило получить следующие  обобщающие выводы.
Существенное снижение объемов производства в Краснодарском крае на начальном этапе перехода к рынку не вызвало адекватного улучшения состояния окружающей природной среды. Несмотря на некоторое снижение объемов промышленных выбросов в атмосферу и гидросферу и стабилизацию или даже уменьшение концентраций вредных веществ в этих средах (для некоторых городов и промышленных центров), уровень загрязнения по-прежнему практически повсеместно остается высоким.
Таким образом, несмотря на наличие тенденции к росту промышленного производства в области, рост инвестиций в основной капитал и общий подъем практически во всех областях экономики, можно констатировать наличие острых социальных и экологических проблем, что и подтверждается обобщающей оценкой по модели.